Когда-то, в 1988 году, коллектив театра впервые в своей истории сам избрал себе директора - им и стал тогда Юрий Мефодьевич. И теперь для коллектива стало делом чести сохранить кабинет бессменного любимого руководителя в неприкосновенности. Сохранить память и поделиться ею с благодарным зрителем. Кабинет директора в историческом здании Малого - отныне непременный пункт экскурсий, которые проводятся в театре по субботам.
Массивный стол, зеркала, портреты отцов-основателей на стенах - перед нами классический кабинет директора русского театра.
Юрий Соломин приходил сюда, даже когда у него не было здесь особых дел - просто подышать воздухом родного театра, ставшего вторым домом. Посидеть в кресле с пологой спинкой под портретом Михаила Щепкина. Заглянуть в книги - они заполняли весь стол. Полистать рукописи.
На письменном столе и сейчас лежит пожелтевшая машинопись - "роль без ниточки", как говорили в Малом. Листы со своими текстами актеры сшивали ниткой. А если сшивать было нечего - значит, твоя роль умещалась на одном листике. Персонаж из пьесы "Когда горит сердце" - Юхим, произносивший лишь несколько слов, - был первым соломинским героем на сцене Малого.
А вот его капитан Кольцов из фильма "Адъютант его превосходительства". Юрий Мефодьевич хранил письмо от пятиклассницы из Николаева, в котором девочка прислала большой карандашный портрет его героя и на обороте написала, что его Кольцов - именно тот человек, на которого можно равняться, которого можно любить…
Здесь же и эскиз Юрия Ракши к фильму "Дерсу Узала". Есть и такая новогодняя открытка: "Соломин-сан: с Новым годом! 1995". С подписью уже на латинице - Akira Kurosava. Знаменитый японский режиссер, автор фильма "Дерсу Узала", в котором Юрий Соломин сыграл одну из самых главных своих киноролей - путешественника Арсеньева, - сам нарисовал на поздравительной открытке русского Деда Мороза.
- Но основным рабочим столом Юрия Мефодьевича был все-таки вот этот, - главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский указывает на журнальный столик в углу кабинета. - Встречи с актерами Юрий Мефодьевич часто начинал с чашки чая, интересовался, все ли нормально в семье, дома. Хорошая работа для него всегда зависела от внутреннего равновесия человека.
Столик, изящные полукресла, комоды карельской березы времен Императорского Малого театра...
Все это сейчас заполнено наградами худрука и его книгами.
Диван, над которым висят портреты, в частности, Веры Пашенной, в 1930-х стоял на сцене как декорация к "Горю от ума". Тогда еще Чацкого играл Михаил Царев.
О последней роли народного артиста - Доменико Сориано в спектакле "Филумена Мартурано" - писали: "Соломин играет Сориано человеком гибким, внутренне подвижным, легко поддающимся своим настроениям...".
Черный свадебный фрак его героя теперь висит в шкафчике возле письменного стола.
Тут же и облачение царя из спектакля "Царь Федор Иоаннович". На эту роль Соломин вводился срочно вместо Иннокентия Смоктуновского: Федор Иоаннович у него был человеком, тяготящимся властью, которая невозможна без крови, без зла.
За каждой фотографией, наградой, за каждым предметом здесь новый штрих к портрету Соломина - актера, режиссера, худрука, человека.
Для Юрия Мефодьевича были очень важны традиции театра - ему было важно, чтобы в кабинете была, например, такая фотография, где Михаил Жаров с другими стариками Малого веселится на "капустнике". Зная о соломинской любви к собакам, многие дарили ему их статуэтки - некоторые остались в кабинете...
Собственно, здесь ощущение, что сам Соломин тоже никуда не делся. Просто вышел на минутку.
Среди экспонатов на столе - его удостоверение Мастера № 1, выданное 24 июля 1995 года. Оно было выдано ему бессрочно.
Из интервью Юрия Соломина:
"Почему мы проигрываем в спорте, в кинематографе? Этот вопрос я сам себе задавал неоднократно. И пришел к выводу: когда играли за Родину, то выигрывали, а теперь за деньги и, увы, без побед.
Для русского человека это большая разница: когда за Родину - отдаешь все, что у тебя внутри - всего себя… А когда за деньги - себя не тратишь. Надо играть за Родину, а не за деньги. Русский человек так глупо создан. Может быть, в этом и есть наша загадка?".
В Малом театре открыли мемориальный кабинет Юрия Соломина