02.06.2025 19:43
Экономика

Исследование: Работников в России чаще всего штрафуют за опоздания и прогулы

Работников чаще всего штрафуют за опоздания и прогулы
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Столичный выпуск: №120 (9659)
Половина работников в России получает штрафы от работодателей. В основном за опоздания и невыполнение заданий, говорится в исследовании сервиса "Работа.ру". Однако в Трудовом кодексе нет такого взыскания за дисциплинарные нарушения, как штраф.
/ Михаил Воскресенский/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

49% респондентов получали штраф на работе хотя бы раз. 42% признались, что у них на работе действует система штрафов. 57% в качестве причины штрафа назвали нарушение распорядка: опоздания, отклонения от графика, неявку. 40% отметили ненадлежащее выполнение обязанностей, 23% - нарушения техники безопасности. Помимо перечисленного работников штрафуют за неправильное общение с клиентами и за нарушения дресс-кода.

Штрафные санкции часто оформляются через внутренние положения компаний

Как поясняет депутат Госдумы, член Комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия"), несмотря на массовое распространение практики денежных штрафов на рабочих местах в России, трудовое законодательство не признает такую меру воздействия как законную форму дисциплинарного взыскания. "Трудовой кодекс содержит исчерпывающий перечень допустимых дисциплинарных санкций: это замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Удержание из зарплаты сотрудника не может быть использовано работодателем как санкция за проступок, за исключением строго установленных случаев - например, если работник причинил ущерб, подтвержденный документально, и дал письменное согласие на удержание денег из зарплаты либо на это имеется судебное решение", - уточняет депутат.

Тем не менее на практике штрафные санкции зачастую оформляются через внутренние положения компаний или протоколы, не имеющие законной силы. "В лучшем случае их называют "стимулами" или "мотивационными вычетами", но сути это не меняет: если из зарплаты удерживаются деньги не на основании норм ТК и без письменного согласия, речь идет о прямом нарушении закона", - подчеркивает Говырин.

Рынку труда в России все больше требуются многопрофильные специалисты

По словам депутата, работники, подвергшиеся подобным санкциям, вправе обратиться в трудовую инспекцию или суд. При этом именно работодатель будет обязан доказывать законность своих действий. Более того, работодателю может быть назначен штраф по КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, а удержанные суммы возвращены работнику. В ряде случаев суды взыскивают не только незаконно удержанные средства, но и компенсацию морального вреда. "Важно понимать: даже если в трудовом договоре или внутреннем уставе компании указано, что за опоздание работник платит тысячу рублей, это не делает взыскание законным. Превышение полномочий не становится правом только потому, что оно применяется", - подчеркивает парламентарий.

Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина считает, что введение штрафов возникает не на пустом месте. "Возможно, все остальные дисциплинарные меры в конкретном коллективе не работают. Руководители не могут достучаться до работника словами, поэтому вводят материальные взыскания, которые более ощутимы и понятны", - рассуждает эксперт. Правда, при этом она добавляет, что если есть система наказаний, значит, должна быть и система поощрений.

Дмитрий Дударев, директор по персоналу КРОС, добавляет, что на практике компании нередко используют косвенные способы воздействия - прежде всего, через систему премирования. Если премия не закреплена в трудовом договоре как обязательная, работодатель вправе ее уменьшить или не выплачивать.

"Но даже в этом случае важно действовать прозрачно: за что, при каких условиях, на основании каких критериев происходит депремирование. Иначе это может быть расценено как дискриминация или произвол. Кроме того, сотрудник может нести материальную ответственность - но только за доказанный прямой ущерб имуществу, и строго в пределах предусмотренной законом процедуры. Важно понимать: любые санкции - это крайняя мера. Чтобы применять их корректно, в компании должно быть безупречно выстроено кадровое делопроизводство и единые правила. Но в зрелом управлении к этому прибегают редко. Куда эффективнее создавать условия, в которых нет необходимости в наказаниях - через управляемость, обратную связь, понятные ожидания и сильный HR-бренд. Высший пилотаж, это когда нет ни штрафов, ни судов, только доверие и результат", - считает эксперт.

Занятость