04.06.2025 18:00
Власть

Офицер с позывным Шторм рассказал, какой должна быть буферная зона в приграничье

Текст:  Андрей Полынский ("Российская газета", зона СВО)
Российская газета - Федеральный выпуск: №123 (9662)
Президент России Владимир Путин после поездки в Курскую область провел совещание с членами правительства и заявил о решении создать буферную зону вдоль границы России и Украины. Как будет выглядеть такая буферная зона? На сколько километров вглубь? Как будем брать и зачищать города? Эти и другие вопросы корреспондент "РГ" задал знакомому офицеру разведбатальона с позывным Шторм - опытному ветерану спецразведки, прошедшему не одну локальную точку, который воюет сейчас на Донецком направлении спецоперации.
Читать на сайте RG.RU

В Сети с подачи Telegram-каналов распространяется мнение, что буферная зона составит не менее 120-150 километров. В нее, в частности, войдет не менее трети Сумской области. А какова должна быть санитарная зона в твоем понимании и в понимании твоих сослуживцев-разведчиков?

/ Из личного архива

Шторм: Для начала нужно понимать - санитарная зона против чего? Если мы говорим о зоне недосягаемости артиллерии и FPV-дронов противника квадракоптерного типа до нашей территории, где проживают мирные жители - это одна санитарная зона. Если мы говорим о зоне недосягаемости оперативно-тактических ракет и ударных беспилотников самолетного типа - это вообще другая зона, границы которой должны быть у западной Украины. От Киева до Курской области по прямой 420 километров. А вражеские ударные беспилотники долетают сегодня до Татарстана. Дроны пытаются атаковать Подмосковье. Полагаю, что в данном случае речь идет о зоне недосягаемости вражеской артиллерии и квадрокоптеров, а ракеты и БПЛА дальнего действия выведены в зону ответственности ПВО. Лично мое мнение, если мы хотим создать санитарную зону от ударов артиллерии и коптеров по нашей коренной территории, то должны сдвинуть линию фронта в Харьковской, Сумской и Черниговской областях минимум на 50 км вглубь территории противника. Подчеркиваю, что это задача минимум.

Взять под оперативный контроль или именно сдвинуть?

Шторм: Сдвинуть. Оперативный контроль - это наблюдение - обнаружение - поражение. На сегодня он не даст нам преимуществ из-за расстояния. Противник тоже умеет наблюдать и поражать.

Если мы хотим создать санитарную зону от ударов артиллерии и коптеров, то должны сдвинуть линию фронта в трех областях минимум на 50 километров

Других вариантов нет? А в противном случае что будет?

Шторм: Я других вариантов не знаю. В противном случае будет то же, что мы имеем сегодня. Артиллерийские и дроновые дуэли с переменным успехом. Снаряд, летящий выше скорости звука, еще никому не удавалось сбить.

А почему именно 50, а не 20 или 30 километров?

Шторм: Это связано с дальностью стрельбы и полета дронов. Дальность артиллерии противника достигает до 40 километров обычными снарядами. Чешская РСЗО "Вампир" добивает на эту же дальность. Французская САУ "Цезарь" активно-реактивными снарядами может бить до 54 километров. Немецкая панцергаубица PzH-2000 - до 65 километров. То же самое касается и FPV-дронов противника квадрокоптерного типа. Сегодня запускать их на дальность до 40 км им проблем не составляет. Долетают. Это сегодня. Завтра эта дистанция может увеличиться. Поэтому минимум 50 км. И уже с новой линии фронта брать под оперативный контроль 20 км оставшейся под противником территории с учетом удаленности их огневых позиций от ЛБС, увеличивая эффективность контрбатарейной борьбы и радиоэлектронной разведки. Артиллерия с ноля бить не может. Ей нужно минимум 10-15 км в тыл. А сегодня эта глубина в тыл противника даже для FPV-дронов - вполне досягаемая для нас цель.

Выходит, надо брать Сумы. А Чернигов, Харьков? Где мы должны быть?

Расчет ПТРК "Корнет" уничтожил пункт управления дронов ВСУ при атаке на вышку

Шторм: Битвы за Сумы нам, по-видимому, точно не избежать. А от Чернигова до нашей границы по прямой в сторону поселка Хромное свыше 70 км. Если линию фронта отодвигать на минимум, то Крюковский район Черниговской области точно надо забирать. Нужно понимать, что в Чернигове, как и в Сумах, сегодня численность населения больше в 15-20 раз, чем была в Часове Яре на 2022 год. А это дома, которые нужно брать. Это будет очень непростая задача. А Харьков вообще город-миллионник с сотнями производственных предприятий. Его даже наши деды во время Великой Отечественной три раза безуспешно пытались брать, а на четвертый все равно отказались от штурма, окружив город двумя танковыми армиями. Сегодня другая война. Танки сожгут дронами. Но брать его в полукольцо с севера все равно надо.

Но будем реалистами: чтобы так глубоко сдвинуть линию фронта, надо многое менять. Реально ли это сделать? Что для этого нужно?

Шторм: Окраины Волчанска под нашим оперативным контролем. На это нашей армии потребовался год. За этот год многое изменилось. Война не стоит на месте, и мы тоже во многом преуспели и многое пересмотрели. А кое-чему и научились. Но соглашусь, что и сейчас это будет не просто. Чтобы на такую глубину сдвинуть линию боевого соприкосновения в трех областях, нужны резервы и грамотно спланированная наступательная операция широким фронтом.

А есть ли у нас сегодня такие резервы?

Шторм: Не знаю, я не управляю резервами. Точно могу сказать, что нам нужны не просто резервы. Нам нужны специалисты.

Как будем освобождать города?

Шторм: Окружать, резать логистику, выносить коммуникации связи, наносить поражение живой силе и технике противника, занимать господствующие высоты, забирать частями и выравнивать фронт. Тактику окружения с флангов наше командование давно и успешно применяет на Донецком направлении. Условно вчера это были Угледар, Великая Новоселка, Курахово, сегодня Покровск.

Российские артиллеристы оттесняют ВСУ от границы для создания зоны безопасности

Почему так долго идет зачистка городов?

Шторм: РЭБ противника не дает подлететь нашим дронам на необходимую дистанцию, чтобы вскрыть его огневые точки в занятых домах и корректировать огонь артиллерии и авиации. Расчеты пулеметов и снайперов по-прежнему господствуют в городских боях. Танки прячутся в застройках. Обзора нет. Один дом перекрывает два других. А там везде огневые точки. И пока их не подавить - штурмовые группы не могут двигаться вперед. Планы подземных коммуникаций городов практически отсутствуют. Противник знает эти застройки лучше, чем мы, и может появиться где угодно. Бои идут за каждый дом, торговые центры, заправки, промзоны. У противника каждая застройка на случай ее потери пристреляна. Простреливаются и минируются с неба наши логистические маршруты. Мало занять позицию. Ее нужно еще удержать, закрепиться на ней и наладить логистику. Обороняться, да еще и с господствующей высоты, всегда проще, чем наступать. К тому же вражеские дроны за счет меньшей дистанции до операторов имеют более устойчивую связь, чем наши. А еще в занятых противником городах остаются мирные жители. Это тоже головная боль: требуется организовать их эвакуацию в безопасную зону под постоянным обстрелом противника, что увеличивает риск для наших бойцов.

В чем проблема? И каково решение?

Командир фанатской бригады рассказал, как на фронте внедряются инновации

Шторм: Проблема добраться до "ноля", то есть до линии боевого соприкосновения. На некоторых участках противник закреплялся более 11 лет. Штурмовым подразделениям нужна поддержка артиллерии, не говоря уже о защите от дронов. А артиллерии нужны "глаза". Обеспечить ее наблюдением силами спецразведки, находясь в 700-500 метрах от огневых точек противника, очень сложно. Хотя и такое тоже делается в том числе и самими штурмовыми группами, но сегодня дроны перехватили эту инициативу: в воздухе идет война беспилотников. Дешевые FPV сбивают дорогостоящих "разведчиков". Любое передвижение на земле не остается незамеченным. "Крылья" противника постоянно висят в небе в ожидании цели. Поэтому штурмовики, такелажники и эвакуационные группы - в первой зоне риска. Их обязательно будут накрывать. А вот оперативный опыт по агентуре для обнаружения складов и расположений в тылу противника не всегда и не везде востребован из-за дефицита времени.

Получается, что нам нужно забрать "малое небо". Что для этого потребуется?

Шторм: В первую очередь - массовое насыщение фронта разведывательными БПЛА дальностью не менее 100 км и не менее, а лучше более 500 FPV-дронов в сутки на каждом его участке. Еще нам потребуется эффективная радиоэлектронная разведка для засечки РЭБ противника, его коммуникаций связи, пунктов управления и поражения их артиллерией и авиацией. Нужно понимать, что любая война - это еще и экономика. Тот, кто вытащит экономику в войне, тот и выиграет ее. И сегодня это еще раз подтвердили ударные беспилотники, как на ПВО противника, так и на его дорогостоящей технике. Но дроны сами не взлетают и в массе своей сами не управляются и не поражают цели. Дроны на искусственном интеллекте с машинным зрением - штучные и дорогостоящие средства. А значит нам уже сегодня потребуется массовое обучение экипажей беспилотников и радиоразведчиков и насыщение ими фронта. Тогда и пехота начнет забирать территории.

Армия