04.06.2025 19:27
Технологии

Максут Шадаев рассказал о возможностях российского мессенджера

Российский мессенджер получит преимущество за счет госсервисов
Текст:  Дмитрий Бевза
Российская газета - Столичный выпуск: №123 (9662)
Глава Минцифры Максут Шадаев на совещании президента с правительством рассказал о создании национальной цифровой платформы. Она объединит возможности мессенджера и функции государственных сервисов, тем самым продолжив логику развития национальной цифровой системы.
/ Анастасия Макарычева/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

По словам министра, создавая собственную цифровую платформу, Россия заполняет нишу, которую ранее в силу открытости России и максимально благоприятных условий занимали иностранные сервисы.

"Сегодня самыми популярными сервисами для наших пользователей являются зарубежные мессенджеры. Ими ежедневно в России пользуются более 90 млн человек. А за последние три года аудитория их выросла на 30%. При этом есть страны, которые имеют свои национальные мессенджеры. Это Япония, Южная Корея, Вьетнам, Китай. И сейчас эти национальные мессенджеры доминируют на своих локальных рынках. Недавно компания VK вывела на рынок полностью российский мессенджер, который по своей базовой функциональности не уступает зарубежным конкурентам", - рассказал министр.

90 млн человек ежедневно пользуются мессенджерами в России

По словам Шадаева на базе национального мессенджера можно организовать работу государственных сервисов, а его пользователи смогут использовать мессенджер как папку цифровых документов, которые заменят бумажный паспорт в различных бытовых ситуациях. При этом все привычные "бумажные" документы в обороте сохранятся

Шадаев рассказал о возможностях российского мессенджера

Мессенджер VK построен на новой архитектуре, в него встроены технологии машинного обучения, и он обеспечивает высокое качество голосовых вызовов. Также важно, что это открытая платформа, которая позволяет внешним разработчикам встраивать внутрь мессенджера свои сервисы. Например, банки могут реализовать сервисы безопасного взаимодействия со своими клиентами.

Вступил в силу запрет на информирование клиентов через иностранные мессенджеры

"Приложение будет содержать цифровой ID, электронное удостоверение личности, с которым можно заселяться в гостиницы, подтверждать возраст в магазине, предъявлять права на управление автомобилем, показывать документы об образовании и пр. Пользователям мессенджера может быть предоставлена возможность подписания цифровых документов. Мы несколько раз обсуждали, что нам очень важно обеспечить возможность электронной подписи для наших граждан. Сейчас у нас работает приложение Госключ. Эта электронная подпись бесплатна и доступна для всех, а мессенджер может использоваться для того, чтобы подписывать простые документы, такие как согласие на обработку персональных данных, договор аренды квартиры, договор купли-продажи автомобиля, или если идет человек в стоматологию и требуется подписать договор на оказание медицинских услуг. Все этом мы можем встроить в мессенджер с помощью сервиса Госключ", - отметил Шадаев.

Глава Минцифры предложил перенести в новый мессенджер коммуникационную платформу "Сферум", в которой зарегистрированы 35 миллионов школьников, их родителей и учителей. Ежедневно российскими школьными чатами пользуются более 90 миллионов человек.

"Там же мы можем реализовать возможность получения напрямую оценок или домашних заданий из системы ведения электронных журналов и дневников. Сейчас обычно делают скриншот и отправляют его в мессенджеры. Еще хочется напомнить, что сейчас родители до сих пор вынуждены на бумаге писать объяснительные, заполняя и отдавая эту бумагу, когда по разным причинам ребенок пропускает занятия", - подытожил Шадаев.

Шадаев: Минцифры прорабатывает интеграцию "Госуслуг" с роботом Максом

Создание национальной цифровой платформы - это ответ на запрос российских пользователей, которые выступают за расширение функционала цифровых сервисов. Такой запрос возник в том числе из-за успеха экосистемы "Госуслуги", которая уже заметно упростила взаимодействие с государственными, региональными, муниципальными органами власти, расширила возможности электронного документооборота, позволила просто и быстро верифицировать себя на сторонних доверенных ресурсах. Неоднократно высказывались предложения о том, чтобы эти возможности были объединены с другими электронными сервисами (культурными, образовательными, финансовыми, даже коммерческими), а пользование ими было максимально быстрым, доступным, удобным и безопасным. Самый быстрый инструмент для достижения этих задач - это мессенджер.

Минцифры откажется от СМС с кодом для восстановления доступа к "Госуслугам"
.tech Минцифры Экономика