28.06.2025 05:00
Общество

Пушкин на десерт: Лекция в ресторане - эпатаж, мода или просвещение?

Текст:  Елена Кухтенкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №137 (9676)
Какие духи предпочитал бомонд Российской империи, чем опасны сокровища Тутанхамона и какой суп предпочитал Стива Облонский из "Анны Карениной"? В Москве набирает обороты новый тренд - исторические и литературные лекции в ресторанах. Мы попытались разобраться, новые вкусы и взгляды на жизнь - это явление культуры или коммерческая выгода?
Д. Белюкин. Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском. / doroga-k-pushkinu.ru
Читать на сайте RG.RU

Как в салоне

В зале известного столичного ресторана звучит классическая музыка. Гости пришли не только попробовать изысканные блюда, но и получить эмоции для души. Ужин при свечах - это придает ему сходство со старинной встречей в салоне. Пусть и не княжны Зинаиды Волконской. Только что началась увлеченная дискуссия по поводу судьбы любимой толстовской героини Анны... К каждой подобной встрече - своя музыка. Например, если говорят о Пушкине, звучит музыкальный лейтмотив спектакля "Евгений Онегин" Театра Вахтангова или вальс Свиридова к "Метели".

В Москве набирает обороты новая мода - исторические и литературные лекции в ресторанах

Мы на одной из лекций проекта "Классика после и рядом". В "меню" - Пушкин и Чехов, Толстой и Достоевский. Уже поступили заявки на Салтыкова-Щедрина и Лескова.

- Меня часто спрашивают: "Получается, вы рассказываете, а слушатели едят?" - упреждает наболевший вопрос доцент Института культуры и искусств МПГУ Ирина Мурзак. - Мы пробуем возродить традицию салонного общения. А оно начинается с приветственного шампанского, непринужденной беседы, приятного разговора.

В этот раз обсуждают "энергию заблуждения" автора и героев "Анны Карениной". Ну почему все-таки в разных странах роман так популярен на протяжении многих лет и зачем было сделано такое великое множество его экранизаций, в частности зачем на роль русской аристократки Анны нужно было приглашать темнокожую актрису?

Что за классика у нас рядом?

Лингвист Тельпов: "Галлюцинации" - главный бич языка текстов, созданных ИИ

К слову, создать проект "Классика, после и рядом" вдохновила одноименная книга социологических очерков Бориса Дубина, которая посвящена классической литературе как одному из важных институтов современного общества. Сейчас, считают продюсер Кирилл Сисемов и Ирина Мурзак, существуют разные механизмы поддержания авторитета классики в современной культуре. Это критика, образование, книгоиздание, присуждение премий. Но как противостоять культуре отмены, как формируется массовое сознание? - задаются вопросами авторы проекта. Может быть, через такие встречи. Поэтому на лекциях в ресторанах говорят не только о признанной литературной классике, но и подключают спектакли, фильмы, квесты на основе творений русских писателей.

И "воспитание" происходит. Постепенно публика заражается особым отношением к происходящему.

- Вот вам пример: сначала люди на лекцию приходили в обычной одежде, а потом стали наряжаться. Все же атмосфера салона обязывает, - говорит Мурзак.

Длится лекция час, но ответы на вопросы занимают намного больше, потому что люди соскучились по доверительному общению, им интересно поделиться своими впечатлениями и не получить за неординарный ответ "двойку".

/ klassikapir.ru

- У нас система образования-диалога почти не развита, - включает в себе педагога Ирина Мурзак. - Мы привыкли говорить только то, что когда-то сформулировали великие критики. А идти от текста оригинала нас отучила школа. Только очень талантливые люди, такие как режиссеры Петр Фоменко, Сергей Женовач, Константин Богомолов, Григорий Константинопольский могли и могут дать яркое звучание школьному тексту.

Между тем формат "лекция в ресторане" оправдал себя на все сто. Если поначалу на литературный ужин приходили учителя, редакторы или журналисты, сейчас слушатели приводят детей, мужей, родственников, знакомых. Это значит, что дома обсуждали классиков, а кто-то даже перечитал Пушкина или Толстого. На последней встрече было много молодежи: кого же не заинтересуют такие отражения классических текстов в современной культуре, как фильм "Пророк" или "Анна Каренина" Джо Райта?

- В наше время у человека нет возможности насладиться глубиной содержания классической литературы. Будем честны: в школе немногим посчастливилось действительно прочитать "Евгения Онегина" или "Анну Каренину", а не только выполнить тестовые задания ЕГЭ", - говорит филолог.

И это видно по публике. Большинство из тех, кто приходит послушать лекцию, помнят только некоторые факты и имена главных героев. Мало кто вытащит из школьной памяти, например, эпиграфы к роману и главам "Евгения Онегина". А в "Анне Карениной" не помнят эпилога, а ведь для Толстого там скрыто самое главное.

А как же ужин?

"РГ" разобралась в происхождении мемов с антропоморфными существами

После лекции народ принимается за еду. Не совсем, конечно, обычную. Ужин предлагают пушкинский, толстовский и так далее, в зависимости от темы.

Мы попросили Ирину Мурзак прокомментировать, какие яства предпочитал Стива Облонский.

- Он заказывал в основном блюда французской кухни. Скажем, устрицы (для русской аристократии того времени имело значение, откуда их доставили), французский суп - прентаньер (из овощей с репой), тюрбо- атлантическая рыба, например, благородная камбала, - поясняет она.

Первая лекция проекта "Классика после и рядом" называлась "Пушкин - бренд-тренд-контент русской культуры" и была посвящена выходу в свет романа "Евгений Онегин" 20 марта 1833 года.

Д. Белюкин. Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском.

Комментарий

Проект "Классика, после и рядом" не единственный в таком роде.

Яна Завьялова, продюсер проекта "Ужины с классиком по средам", убеждена: ритм жизни ускоряется, поэтому есть тенденция к комбинации развлечений. Можно получить все сразу и в одном месте: покататься на яхте, посмотреть спектакль и вкусно поесть. И публика круизов по Москве-реке уже восьмой год голосует за такой вариант вечернего отдыха. В репертуаре Чехов, Уальд, Гольдони, Лабиш.

- Вслед за Москвой спектакли на яхте стал практиковать Санкт-Петербург, - рассказала "РГ" Яна. - Есть бары, где можно послушать лекции. По-моему, это классно. И я думаю, что нам удастся через такие ужины привлечь внимание молодежи к классической литературе. Этот необычный формат позволяет больше экспериментировать - нам приходится выкручиваться, когда нет сцены. Яхта со спектаклем - романтическое место для свидания и для того, чтобы сделать предложение. Очень приятно видеть такие парочки. Нас как-то просили помочь сделать предложение, сыграть свадьбу.

Многие приходят с детьми. Детям вообще нравится формат, когда актеры находятся рядом. Они привычнее к иммерсивным историям с эффектом погружения, с особой организацией сценического пространства, когда зритель оказывается, по сути, действующим лицом.

Мы приглашаем наших гостей принять участие в спектакле, актеры могут обратиться к ним за советом, задать вопрос или загадку. Очень многим интересно лично прикоснуться к чему-то такому. Поэтому у нас постоянные аншлаги.

Ирина Мурзак: Меня часто спрашивают: "Получается, вы рассказываете, а слушатели едят?" Мы пробуем возродить традицию салонного общения.

Образование