Сделка Samsung и Perplexity AI - хороший пример того, как крупные IT-компании пересматривают стратегию внедрения ИИ - вместо создания собственных решений с нуля, они интегрируют уже востребованные продукты, отмечает руководитель ИИ-проектов в магистратуре по искусственному интеллекту AI Talent Hub Университета ИТМО Олег Шатов.
Так, Samsung становится стратегическим инвестором Perplexity AI. Это означает не только технологическое партнёрство, но и заинтересованность в развитии продукта, что выгодно обеим сторонам: стартап быстрее масштабируется, а корпорация получает готовый рабочий инструмент.
"Вместо разработки собственной сложной ИИ-системы, Samsung получает уже существующую и проверенную технологию. Для Perplexity AI сотрудничество открывает доступ к огромной пользовательской базе, глобальному рынку и укрепляет позиции серьезного игрока на ИИ-арене. Еще одно преимущество для компании - интеграция с устройствами Samsung позволит получить ценные данные об использовании технологии и улучшить производительность", - рассказала менеджер по ИИ-продуктам в Just AI Эльвира Климанова.
Олег Шатов отмечает, что сегодня конкуренция смещается с "кто обучил самую большую LLM" на "кто быстрее встроит нужный сценарий в миллионы гаджетов". Монополия поисковых сервисов Google и ассистентских сервисов ChatGPT под угрозой. Пользователи получают актуальные ИИ-инструменты в знакомой оболочке, а ИИ-стартапы - короткий путь к масштабной и лояльной аудитории.
По мнению Валерии Воробьевой, генеральным директором Ассоциации Альянса в сфере ИИ, потенциал сотрудничества IT-корпораций и стартапов колоссальный. Сегодня ИИ - это драйвер производительности и конкурентных преимуществ. Корпорации при всей своей мощности часто ограничены инерцией процессов и структурой принятия решений, а стартапы обладают скоростью и готовностью рисковать, отмечает эксперт.
"Когда они объединяются, рождаются решения, которые невозможно создать в одиночку. Именно такие партнерства и становятся катализаторами технологических прорывов", - рассказала Валерия Воробьева.
Самые востребованные технологии у стартапов сегодня - генеративные модели: от языковых до мультимодальных, способные создавать текст, изображения, код и решения. Также перспективны системы персонализации и агенты, которые понимают контекст и действуют проактивно. Нарастает спрос на технологии приватного и встроенного ИИ, которые работают на устройстве, без передачи данных в облако. Это важно как для пользовательской безопасности, так и для индустриального сектора, где чувствительность данных критична.
По данным ИТМО, обычным пользователям наиболее интересны практичные сценарии использования ИИ на устройствах. К ним относятся ассистенты с возможностью поиска информации на основе генеративного ИИ - прямой, цитируемый ответ на вопрос вместо страницы ссылок и рекламы.
"Внедрение ИИ - вопрос выживания, потому что привычные сервисы без интеллектуальных систем в ближайшее время перестанут восприниматься. Мы наблюдаем переход от централизованных платформ к экосистемам, где ИИ встроен не в отдельный сервис, а во все окружение. В результате растет культура и привычка применения ИИ, а значит, шанса остаться в тени у игроков рынка просто нет", - добавляет Воробьева.
По мнению телеком-аналитика Алексея Бойко, подобная практика становится распространенной, например, Huawei использует модели Pangu и MindSpore. Вероятно, в ближайшие два-три года такие проекты будут появляться и в России, учитывая стремление государства к использованию программных и аппаратных решений отечественного производства, добавляет эксперт.