05.06.2025 04:53
Экономика

Хабаровская агломерация формирует инновационно-промышленный пояс

Текст:  Ирина Дробышева (Хабаровск)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №123 (9662)
Меморандумы о создании благоприятных условий для строительства индустриальных парков и развития машиностроения на территории Хабаровского края подписаны в региональной столице по итогам Российско-Китайского форума. Это направление рассматривается как основной инструмент привлечения инвестиций, укрепления инновационного и научного сотрудничества между нашими странами.
Читать на сайте RG.RU

- Мы даем старт формированию сети совместных площадок, рассчитанных на стратегическое партнерство, общую локализацию, трансфер технологий и взаимное развитие рынков России и стран АТР. Центральным элементом этой системы может стать технопарк на острове Большой Уссурийский, и мы уже начинаем его строить. Это новая модель двухстороннего взаимодействия, основанная на равноправии, технологическом развитии и ориентации на экспорт, - заявил директор АНО "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края" Руслан Заливацкий.

Как отметил председатель рабочего комитета "Один пояс, один путь" Китайской ассоциации малых и средних предприятий" Шан Шивэй, "такой проект станет отличным плацдармом для малых и средних предприятий Китая, желающих выйти на рынок Северной Европы".

Создание Хабаровского индустриального парка началось на землях села Мирное вблизи краевой столицы. Как рассказал директор управляющей компании "Хабаровский индустриальный парк" Егор Шандарев, с 2018 года предприятие является официальным дилером по поставкам и обслуживанию грузовой и спецтехники российского и китайского производства. С 2022 года компания, получив статус резидента ТОР "Хабаровск", начала развивать крупноузловую сборку с планами в дальнейшем стать полноценным машиностроительным предприятием.

Памятную капсулу заложили в основание нового художественного музея в Хабаровске

В прошлом году производство посетил губернатор Дмитрий Демешин, он и предложил расширить проект. Идею поддержал, побывав на площадке, зампредседателя Правительства РФ Денис Мантуров.

- Ключевое преимущество для инвесторов - комплексный подход к развитию территории. Мы создаем не просто здания, а готовую к эксплуатации промышленную экосистему с собственной инфраструктурой - газовыми котельными, электроподстанцией и инженерными сетями, дорогами. Доступные земельные участки и базовые коммуникации позволят запускать производство в минимальных объемах уже сейчас, что создает условия для быстрого старта бизнеса, снижения издержек за счет инфраструктурных решений и преференций ТОР, - отметил Егор Шандарев.

Он подчеркнул, что "проект открыт для инвесторов и резидентов". Часть участков уже занята под производственный комплекс "Сониктранс", который и стал первым в проекте формирования индустриального комплекса. На форуме был подписан меморандум о намерениях организовать крупноузловую сборку полуприцепов и спецтехники в создаваемом индустриальном парке. Партнер с китайской стороны - группа компаний Luxiang, один из лидеров по производству широкого спектра полуприцепов и комплектующих для них.

Вместе с тем Егор Шандарев отметил, что большая часть земельных участков в промпарке пока свободна. Возможные варианты партнерства - от предоставления площадки для объекта инвестора до интеграции в производственную кооперацию.

Несколько местных компаний уже официально заявили о намерениях разместить здесь свои мощности. Одно из предприятий заходит на площадку с проектом формирования центра производства и обслуживания газомоторной техники, а также газового оборудования, другое - открывает сборочную линию по созданию полуприцепов, третье - налаживает выпуск газовых котлов и создает логистический центр.

Площадку также осматривали представители ряда промышленных гигантов, таких как МАЗ, БелАЗ, Амкодор и других. Они заинтересовались условиями размещения здесь своих производств.

На Большом Уссурийском создадут транспортно-логистический хаб мирового уровня

- В настоящее время количество наших компаний в России превышает девять тысяч, многие из них промышленные. Они выпускают автомобили, автозапчасти, промышленные товары. Китайские предприятия имеют передовые технологии, а Россия богата ресурсами и производственными мощностями. В настоящее время очень многие наши автомобильные компании используют в своей работе зеленые технологии и готовы развивать сотрудничество в этой сфере,- заявил председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.

Вместе с тем эксперты предупреждают, что китайские предприниматели умеют добиваться от партнерских отношений максимум выгоды.

- Предстоит выработать стратегический подход к промышленной кооперации - найти баланс между решением задач технологического суверенитета и национальной безопасности, выводом российской инновационной продукции на рынок КНР и формированием тесной кооперации с китайской промышленностью, - подчеркнул заместитель исполнительного директора Российско-Китайского делового совета Игорь Баталов.

Справка РГ

Под Хабаровский индустриальный парк выделен участок площадью около 50 гектаров. Планируется построить десять производственных зданий, современный сборочный цех спецтехники площадью 12 тысяч квадратных метров, складские терминалы, гостиничный комплекс и административно-бытовые помещения. Формирование основной инфраструктуры будет завершено в 2028 году, к 2032-му парк выйдет на проектную мощность. Общий предполагаемый объем инвестиций - около трех миллиардов рублей. Территория индустриального парка подпадает под режим территории опережающего развития. Этот статус дает резидентам весомые налоговые и административные преимущества.

Бизнес Инфраструктура Хабаровск