10.06.2025 11:40
Екатеринбург

На Урале презентовали новый инструмент выбора подрядчиков для госконтрактов

У госзаказчиков появился новый инструмент для выбора подрядчиков
Текст:  Наталия Тихонова (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика Большого Урала: №126 (9665)
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) запустило электронную систему оценки опыта и деловой репутации компаний. В скором будущем ее интегрируют в автоматизированный отраслевой рейтинг от Минстроя РФ, который пока еще разрабатывается. Как это поможет выбирать победителей на торгах, обсудили в Екатеринбурге на всероссийском форуме World Build/State Contract.
Читать на сайте RG.RU

Риски в "личке"

Все государственные и муниципальные заказчики ищут подрядчиков, которые не сорвут сроки и не сдадут некачественный объект. 44-ФЗ разрешает устанавливать дополнительные критерии для участников торгов, кроме цены, например, опыт реализации аналогичных проектов. Но как выбрать надежных из огромной массы, ведь в России зарегистрировано 104,6 тысячи генподрядчиков и 103,7 тысячи подрядчиков? В качестве подспорья разработали электронный сервис, помогающий оценить уровень риска при сотрудничестве с той или иной компанией.

В его основу легли Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций (СРО) и Национальный реестр специалистов в области строительства. Также программа подтягивает информацию из реестров юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), из единой информсистемы в сфере закупок (ЕИС "Закупки"), картотеки арбитражных споров, из налоговой службы и других источников. Анализ проводится по 39 ключевым показателям.

- Любая компания может посмотреть, по каким параметрам ее оценили, и подгрузить недостающую информацию через "личный кабинет". Мы проведем перекрестную проверку, используя нейросеть, - говорит директор департамента ИТ и анализа данных НОСТРОЙ Валерий Карпов. - Поиск ведется по разным параметрам: регионы и периоды работы, виды объектов, кадровый состав. Также можно ранжировать участников по материальным ресурсам, суммам обязательств, выручке, кредитной задолженности, количеству контрактов, в которых допущены нарушения, и т. д.

Опыт не купить

Инструмент уже обкатали частные инвесторы, а вот чтобы он нашел широкое применение в бюджетной сфере, придется вносить изменения в нормативную базу. В 44-ФЗ упоминается лишь критерий "опыт", "деловой репутации" в нем нет, а в постановлении федерального правительства от 2024 года, которое регламентирует создание, реконструкцию, капремонт и снос объектов, даже термин "опыт" отсутствует. Кроме того, необходимо корректировать 223-ФЗ о закупках компаний с госучастием и Градостроительный кодекс.

Последние три года разрыв между реальными тратами и начальной ценой торгов на строительство составляет от пяти до девяти процентов - не в пользу бизнеса

В свою очередь заказчиков предлагают обязать вовремя загружать в ЕИС данные о том, что гарантийные обязательства по контракту не выполнены, тогда подрядчики-нарушители не смогут подтверждать ими свое реноме. Особенно остро вопрос встает, когда недостатки всплывают спустя пару лет после ввода объекта. Вроде гарантия еще действует, а предъявлять претензии некому: фирма успела обанкротиться. При этом ничто не мешает зарегистрировать новое юрлицо и работать дальше, ссылаясь на преемственность.

Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года

У сметчиков же главная головная боль - строительная инфляция: если на этапе расчетов расценки на материалы и работы еще актуальны, то к моменту захода на площадку могут повыситься. По данным НОСТРОЯ, в себестоимости типовых объектов 50 процентов - это зарплата персонала, другая половина - ресурсы. Последние три года разрыв между фактическими расходами и начальной минимальной ценой контрактов (НМЦК) составляет от пяти до девяти процентов - не в пользу бизнеса.

Сведения о стоимости материалов с 2024 года берутся либо в федеральной государственной информсистеме ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), либо в базе нормативов от 1 января 2022 года с умножением на индекс-дефлятор. Считается, что первый способ ближе к рынку, ведь в ФГИС ЦС загружают прайсы производители и поставщики, однако практика показала, что делают это далеко не все, а кто-то продает материалы исключительно через дилеров, с дополнительной маржой. Например, в Челябинске тюбинги (элемент сборного крепления) иначе не приобрести, хотя их выпускают две местные компании. Предприниматели предлагают разработать преференции для поставщиков, регулярно обновляющих базу, а при большой разнице между ней и коммерческим прайсом отдавать предпочтение второму.

Нетвердая величина

- Статья 34 Бюджетного кодекса РФ подразумевает два принципа: экономность и результативность. Непонятно, каким именно руководствоваться. Лучше законодательно разграничить: на экономность ориентироваться при наличии проектной документации, а на результативность - в закупках "под ключ", - рассуждает замглавы свердловского минстроя Антон Шафаростов.

Ему же принадлежит идея создать официальный онлайн-калькулятор НМЦК по типу онлайн-калькуляторов ипотеки - тогда у ревизоров не возникнет вопросов по расчетам. Сегодня, увы, цена договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, уже не является твердой.

Эксперт Вавилова: Механизм раскрытия эскроу несет риски для подрядчика в ИЖС

- После оплаты к заказчику могут прийти сотрудники органов внутреннего финансового контроля или Счетной палаты и выдать предписание, на основании которого он потребует от подрядчика вернуть деньги в бюджет - из-за своих же ошибок. У меня сейчас пять подобных дел в разных регионах. Судебная практика для бизнеса пока неутешительная, - делится опытом юрист Татьяна Рерих.

Уточнения требует и национальный режим закупок. Так, анализ торгов показывает, что кондиционер считается российским товаром, потому что ставится на баланс предприятия как часть инженерной системы, а терморегулятор, счетчик или теплообменник от него - уже нет.

Некоторые проблемы связаны с тем, что не для всех тендеров нужно состоять в СРО. В частности, без такого допуска разыгрываются лоты до десяти миллионов. И нередко побеждают мелкие ИП и ООО, сбрасывающие цену на 20-35 процентов, чтобы вписаться в лимит. В итоге заказчик получает дешевые стройматериалы и бригады шабашников на субподряде. Если дать ему право требовать фактическую смету, шансы выиграть торги у демпингующих резко уменьшатся.

По словам Дениса Снеткова, представителя СРО "Уральское объединение строителей" и СРО "Лига проектных организаций", 38 прозвучавших инициатив вошли в итоговую резолюцию форума, которую направят в органы исполнительной власти. Предложения нацелены на то, чтобы упростить строительство и проектирование в бюджетной сфере, в том числе при реализации нацпроектов, а также работу сметчиков.

Екатеринбург