15.06.2025 19:12
Экономика

Погнали? Что мешает туристам проехать "550 километров впечатлений" по Поморью

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №126 (9665)
Спрос на внутренний автомобильный туризм в России в два раза превышает предложение, а регионы уже утвердили и сформировали для любителей путешествий 85 автомобильных маршрутов. Более того, "в работе" находятся еще около 120, по сравнению с 2024 годом прирост составил 2,5 раза. Поэтому сейчас главное - "догнать" спрос, то есть сделать новые маршруты удобными и безопасными.
Одному из крупнейших регионов России есть что показать автомобильным путешественникам. / Татьяна Сухановская
Читать на сайте RG.RU

Об этом говорилось во время круглого стола Совета Федерации, посвященного созданию инфраструктуры для развития внутреннего автомобильного туризма в регионах России. Отметим, что, несмотря на высокий спрос, сегодня только 60 регионов России утвердили собственные программы по автотуризму. В том числе это и Архангельская область.

Одному из крупнейших регионов России есть что показать автомобильным путешественникам. Главный маршрут - "Дорога на Русский Север" - проходит через пять муниципальных образований Поморья: его второе название - "550 километров впечатлений", причем каждое связано с самобытной культурой Русского Севера.

Стартует маршрут в южной столице Архангельской области - городе Вельске (в начале августа здесь пройдет второй автомотофестиваль "Дорога на Русский Север", уже успевший объединить туристов со всего Северо-Запада). А в целом в региональную программу Поморья по развитию автотуризма вошли пять перспективных маршрутов: они проходят через белокаменный Каргополь, заповедное Кенозерье, пинежские пещеры, вотчину купцов Строгановых Сольвычегодск. Объявили в Архангельской области и конкурсный отбор на создание в регионе кемпинговых стоянок, победители получат для этого бюджетные средства.

Но до создания комфортной среды для путешественников по Архангельской области еще очень далеко. Не хватает придорожных отелей и гостиниц, страдает сервис, нередко отсутствует связь. В перечень барьеров, которые придется преодолевать автотуристам на территории региона, входят также плохо развитая система каршеринга, недостаток навигационных туристических знаков, дефицит многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ).

ОНФ: Половина россиян жалуются на недостаток инфраструктуры для автотуризма

И, конечно, состояние дорог. Сегодня приехать в Архангельскую область из других регионов можно по трем федеральным трассам, а добраться в заповедную глубинку позволяют региональные и муниципальные дороги. Но если региональные в последние годы улучшились, то федеральные стали содержаться значительно хуже. По словам сенатора от Архангельской области Ивана Новикова, с 2022 года снижается финансирование капитального ремонта и оборудования защитных слоев, содержания дорожного полотна. Это относится и к трассе М-8, связывающей Архангельск с Москвой: на ней в последние годы все чаще образуются опасные ямы. Чтобы дофинансировать "дорожную" статью расходов, Поморью необходимо около двух миллиардов рублей.

Сенатор также озвучил предложения архангельских предпринимателей, которые занимаются строительством туристической инфраструктуры в Поморье. Проблема номер один - крайне сложный порядок получения разрешений на строительство дорожных съездов к гостиницам, турбазам и кафе. Объем инвестиций в такие съезды - а он равняется объему инвестиций в строительство самих придорожных гостиниц и турбаз - предприниматели тоже называют неподъемным.

Бизнес очень надеется и на появление в Поморье первых МФЗ, в которых путешественникам можно было бы и отдохнуть, и отремонтировать автомобиль.

- В 2024 году мы утвердили генеральную схему размещения многофункциональных зон на федеральной сети. В основном это объекты, которые размещаются параллельно со строительством и реконструкцией автодорог. В таких ситуациях мы берем на себя обязательство построить площадки отдыха, а на примыкающих к ним территориях инвесторы могут разместить свои объекты дорожного сервиса, - отметил начальник управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский.

По его словам, в существующей схеме 250 МФЗ. Правда, появляются они в основном на фарватерных магистралях. Так, 17 таких зон размещены на дороге Москва - Санкт-Петербург.

Но едва ли не важнее состояния дорог и сервиса для автомобилистов наличие сотовой связи. Сегодня ею покрыты только 64 процента российских автотрасс, хотя планируется 99 процентов. Достаточно слабый уровень покрытия и по пути в Архангельск.

- Пятьдесят километров от Москвы отъехали - и понеслось. А потом выхватываешь кусочки, где можно было бы хоть что-нибудь и хоть как-то отправить, - отметил во время круглого стола зам председателя комитета СФ по экономической политике Дмитрий Ворона.

Как правило, операторы связи обеспечивают покрытие дорог за свой счет в рамках собственных возможностей. Но если вдоль трассы нет электричества, бизнес не справляется, ему необходимо региональное софинансирование. В Совфеде предложили также изменить техусловия на строительство дорог - изначально заложить в них дополнительные коммуникации: "чтобы не было ситуаций, когда мы разводим руками и нам требуются многомиллиардные инвестиции для того, чтобы обеспечить связь".

Справка "РГ"

В апреле прошлого года правительство страны утвердило Концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Тем временем федеральная программа развития автотуризма находится на утверждении в правительстве. Она будет содержать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и меры господдержки в этой области, определит и сами автомобильные туристические маршруты, и порядок их обеспечения объектами дорожного сервиса.

Архангельская область Туризм