Об этом говорилось во время круглого стола Совета Федерации, посвященного созданию инфраструктуры для развития внутреннего автомобильного туризма в регионах России. Отметим, что, несмотря на высокий спрос, сегодня только 60 регионов России утвердили собственные программы по автотуризму. В том числе это и Архангельская область.
Одному из крупнейших регионов России есть что показать автомобильным путешественникам. Главный маршрут - "Дорога на Русский Север" - проходит через пять муниципальных образований Поморья: его второе название - "550 километров впечатлений", причем каждое связано с самобытной культурой Русского Севера.
Стартует маршрут в южной столице Архангельской области - городе Вельске (в начале августа здесь пройдет второй автомотофестиваль "Дорога на Русский Север", уже успевший объединить туристов со всего Северо-Запада). А в целом в региональную программу Поморья по развитию автотуризма вошли пять перспективных маршрутов: они проходят через белокаменный Каргополь, заповедное Кенозерье, пинежские пещеры, вотчину купцов Строгановых Сольвычегодск. Объявили в Архангельской области и конкурсный отбор на создание в регионе кемпинговых стоянок, победители получат для этого бюджетные средства.
Но до создания комфортной среды для путешественников по Архангельской области еще очень далеко. Не хватает придорожных отелей и гостиниц, страдает сервис, нередко отсутствует связь. В перечень барьеров, которые придется преодолевать автотуристам на территории региона, входят также плохо развитая система каршеринга, недостаток навигационных туристических знаков, дефицит многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ).
И, конечно, состояние дорог. Сегодня приехать в Архангельскую область из других регионов можно по трем федеральным трассам, а добраться в заповедную глубинку позволяют региональные и муниципальные дороги. Но если региональные в последние годы улучшились, то федеральные стали содержаться значительно хуже. По словам сенатора от Архангельской области Ивана Новикова, с 2022 года снижается финансирование капитального ремонта и оборудования защитных слоев, содержания дорожного полотна. Это относится и к трассе М-8, связывающей Архангельск с Москвой: на ней в последние годы все чаще образуются опасные ямы. Чтобы дофинансировать "дорожную" статью расходов, Поморью необходимо около двух миллиардов рублей.
Сенатор также озвучил предложения архангельских предпринимателей, которые занимаются строительством туристической инфраструктуры в Поморье. Проблема номер один - крайне сложный порядок получения разрешений на строительство дорожных съездов к гостиницам, турбазам и кафе. Объем инвестиций в такие съезды - а он равняется объему инвестиций в строительство самих придорожных гостиниц и турбаз - предприниматели тоже называют неподъемным.
Бизнес очень надеется и на появление в Поморье первых МФЗ, в которых путешественникам можно было бы и отдохнуть, и отремонтировать автомобиль.
- В 2024 году мы утвердили генеральную схему размещения многофункциональных зон на федеральной сети. В основном это объекты, которые размещаются параллельно со строительством и реконструкцией автодорог. В таких ситуациях мы берем на себя обязательство построить площадки отдыха, а на примыкающих к ним территориях инвесторы могут разместить свои объекты дорожного сервиса, - отметил начальник управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский.
По его словам, в существующей схеме 250 МФЗ. Правда, появляются они в основном на фарватерных магистралях. Так, 17 таких зон размещены на дороге Москва - Санкт-Петербург.
Но едва ли не важнее состояния дорог и сервиса для автомобилистов наличие сотовой связи. Сегодня ею покрыты только 64 процента российских автотрасс, хотя планируется 99 процентов. Достаточно слабый уровень покрытия и по пути в Архангельск.
- Пятьдесят километров от Москвы отъехали - и понеслось. А потом выхватываешь кусочки, где можно было бы хоть что-нибудь и хоть как-то отправить, - отметил во время круглого стола зам председателя комитета СФ по экономической политике Дмитрий Ворона.
Как правило, операторы связи обеспечивают покрытие дорог за свой счет в рамках собственных возможностей. Но если вдоль трассы нет электричества, бизнес не справляется, ему необходимо региональное софинансирование. В Совфеде предложили также изменить техусловия на строительство дорог - изначально заложить в них дополнительные коммуникации: "чтобы не было ситуаций, когда мы разводим руками и нам требуются многомиллиардные инвестиции для того, чтобы обеспечить связь".
В апреле прошлого года правительство страны утвердило Концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Тем временем федеральная программа развития автотуризма находится на утверждении в правительстве. Она будет содержать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и меры господдержки в этой области, определит и сами автомобильные туристические маршруты, и порядок их обеспечения объектами дорожного сервиса.