16.06.2025 18:49
Экономика

Эксперт Гаевский: Нужно ввести квалификацию средств индивидуальной мобильности

Текст:  Владимир Баршев Владислав Краев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (9668)
В Санкт-Петербурге власти намерены практически полностью закрыть центр города для курьеров, использующих электросамокаты, а также обычные велосипеды и электровелосипеды. Под запрет попадут и общественные пространства - парки и скверы - в ряде спальных районов города.
Поездка вдвоем на самокате, даже если второй - ребенок, может обойтись в 100 тысяч рублей штрафа. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Пока документы, подготовленные специалистами комитета по транспорту, проходят общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу. Однако в том, что они будут скоро приняты, сомнений нет. После того как это произойдет, в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Cеверной столицы запретные зоны охватят практически все муниципальные округа, относящиеся к историческому Петербургу.

Параллельно с этим в Москве Российский союз промышленников и предпринимателей провел конференцию, на которой обсуждались предложения по совершенствованию законодательства для повышения контроля за электросамокатчиками. В частности, прозвучали предложения ввести черный список для нарушителей правил пользования этими устройствами.

В Москве операторы проката самокатов заблокировали 30 тысяч аккаунтов

Впрочем, стоит заметить, что подобный список, по сути, давно действует. Злостных нарушителей не только жестко штрафуют. Их лишают аккаунта, то есть подписки и возможности пользования подобными устройствами. Но вот беда, пользователь такого устройства может уйти к другому оператору. И история начнется заново.

Как напомнила в ходе обсуждения директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, еще в прошлом году было подписано соглашение между операторами о передаче данных нарушителей. Однако полностью оно не выполняется. Потребуется время, чтобы заблокировать всех злостных нарушителей.

Кроме того, участники конференции обратили внимание на необходимость типизации транспортных средств. Один велосипед можно отнести к разряду мопедов, другой - к мотоциклам, третий - к велосипедам с моторчиком. А к чему можно отнести электросамокаты с разными двигателями, пока не понятно. Поэтому этот вопрос стоит остро. Но в законодательстве на него ответов нет. В РСПП приняли предложения для обсуждения. А каков будет итог - узнаем через некоторое время, когда новые поправки в законы и правила будут написаны и приняты.

Надо сказать, что не только в Санкт-Петербурге местные власти ищут пути по меньшей мере ограничения передвижения мобильных устройств. В Перми, например, и вовсе запретили их передвижение по улицам.

Но проблему привлечения к ответственности нарушителей это не решает. Эксперты сходятся в том, что в любом случае необходима типизация транспортного средства. Нужно понимать, к чему оно относится. К СИМ? К велосипедам? К мопедам? А может быть, к мотоциклам? Увы, но таких четких норм в нашем законодательстве нет. А поэтому непонятно, как за то или другое нарушение привлекать пользователя то ли СИМ, то ли чего-то другого.

В регионах ПФО электросамокаты попали под ограничения

Как пояснил доктор технических наук, профессор МАДИ Виталий Гаевский, необходимо ввести квалификацию таких транспортных средств. Например, СИМ - это транспортное средство, которое разгоняется не более 25 км/ч и весит не более 35 кг.

Велосипед - отдельное транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой.

Все остальное - либо мопед, либо мотоцикл.

На конференции, кстати, прозвучало весьма неординарное предложение - дифференцировать плату за пользование электросамокатом в зависимости от веса ездока.

Действительно, встал на электросамокат молодой человек весом 70 кг - один счет. Ведь энергии расходуется немного.

А вот встал на него гражданин весом 120 кг - тут и расход энергии более высокий: попробуй разгони его. А также риск того, что такой человек причинит более тяжкий вред тому, в которого случайно въедет, гораздо выше.

В общем, трудно избавиться от впечатления, что большинство прозвучавших на конференции предложений - пожелания на будущее. Возможно, когда будет разработан итоговый документ, его удастся обсудить подробнее. Ну а пока в Санкт-Петербурге вполне серьезно хотят запретить въезд курьеров на электросамокатах в центр города.

Общественный транспорт