Борис Юрьевич, каким был АПК 25 лет назад и какие важные изменения произошли с тех пор?
Борис Титов: Если говорить в целом об АПК 25 лет назад, конечно, мы все жили в парадигме закупок зерна, и все зависело от того, хватит ли на это денег. Мы не обеспечивали себя даже элементарным продовольствием.
Сегодня мы экспортируем огромные объемы продовольствия, Россия стала одним из крупнейших поставщиков. Кстати, до революции страна также была одним из крупнейших поставщиков пшеницы на внешние рынки.
Если говорить о виноградарстве и виноделии, которые мне близки, то во время печально известной антиалкогольной кампании мы потеряли где-то 15% виноградников. Но все-таки основная часть была потеряна уже позже, когда началась перестройка, новая экономическая политика, когда на рынке стал доминировать импортный спирт по доллару за литр. Виноделие подверглось очень серьезному экономическому давлению. В итоге мы проиграли конкуренцию, поэтому потеряли огромное количество виноградников.
Но сегодня отрасль возрождается, увеличивается площадь виноградников. Многие винодельни получают международные призы за качество своей продукции.
Все это только способствует росту объемов выращиваемого винограда и повышению качества производимого вина.
Помните, как вы пришли в АПК?
Борис Титов: В "Абрау-Дюрсо" я оказался в 2004 году случайно. До этого занимался не таким "вкусным" бизнесом - минеральными удобрениями, нефтепродуктами, химическими продуктами, которые моя компания производила и продавала.
Оказавшись в селе Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае, почувствовал, что это просто сказочное место. Но я также увидел, что одноименное вино, несмотря на известный бренд, совсем не того качества, которого хотелось бы или которое мы знали по продукции французских, итальянских, немецких и прочих виноделов. Так меня заинтересовали виноградарство и виноделие.
Многие успешные коллеги меня отговаривали, считая, что виноделие - это несерьезно. Есть даже такая шутка: "Как стать миллионером? Для этого нужно быть миллиардером и купить винодельню".
Но, помню, я советовался с моим другом со школьных лет, и он мне сказал, что обязательно надо идти в этот бизнес. И оказался совершенно прав. Этот проект стал частью нашей жизни. Это не просто выгодный бизнес - это дело, которое дает невероятную душевную энергию.
Какие решали задачи?
Борис Титов: Во-первых, мы хотели понять, что же такое шампанское. Повезли наших виноделов и виноградарей за рубеж. Были в Шампани, в других регионах Франции, в Италии. Перенимали опыт, изучали технологии. Закупили оборудование, полностью реконструировали винодельню, потому что она была в ужасном состоянии.
Затем очень важно было заняться дизайном. Это тоже был творческий, очень интересный процесс. Нужно было понравиться нашему потребителю. Мы сразу заказали у специалистов стратегию развития "Абрау-Дюрсо". Они изучили практически все страны, где было игристое вино, и дали четкий ориентир, кто наш покупатель, в каком ценовом сегменте. Мы пришли к выводу, что на старте проекта не нужно производить супершампанское, конкурирующее с лучшими французскими образцами. Но это должен был быть и не "шампусик", которым очень многие занимались как дешевым, часто суррогатным, продуктом. Специалисты нам сказали, что нужно идти в сегмент среднего покупателя, который не идет на компромисс по качеству, но и не готов платить слишком высокую цену за продукт.
Были, конечно, сложности. Надо было поднимать бренд - не только "Абрау-Дюрсо", но и всего российского виноделия. Почему? Да потому, что не было доверия к российскому игристому вину ни в стране, ни за рубежом. Всегда говорят: русская водка, балалайка, матрешка. Вино в список не входит. А надо, чтобы входило. До сих пор мы этим занимаемся, доказываем, что вино России не хуже иностранных аналогов и что Россия достойна того, чтобы занять свое место в числе лучших винодельческих стран мира. Тогда мы все дружно будем продаваться лучше.
Наверное, нужна еще государственная политика в этом вопросе?
Борис Титов: В части регулирования вино у нас приравнено к водке. Но это продукт совершенно другой. Во-первых, вино содержит спирт не добавленный, а образовавшийся в процессе производства. А во-вторых, само виноделие - совсем другая отрасль.
Помню, пришел к руководителю Росалкогольрегулирования того времени и начал убеждать, что надо помогать отрасли.
А руководитель у меня спрашивает: "Каково содержание спирта в вине?" - "Примерно от 11 до 15%", - говорю я. Он отвечает: "Вот настолько вы и вредны".
От того разговора мы прошли очень большой путь. Прошли первый этап внесения изменений в 171-й Федеральный закон, в котором упростили госрегулирование виноделия. Проводили совещания. Помню, как Дмитрий Анатольевич Медведев приезжал в Абрау-Дюрсо. Очень активная позиция была у Владимира Владимировича Путина по этому вопросу.
В 2019 году в России был принят закон о виноградарстве и виноделии. Закреплены зоны географического указания. Сегодня существует нормативное выращивание, то есть мы сдаем декларации - сколько и у кого произведено винограда. Это помогает бороться с контрафактом. На рынке почти не осталось незаконно произведенного российского вина.
Были приняты также регулирующие меры по декларированию виноградников и урожаев. В вино перестали добавлять то, что не следует. Для этого просто не осталось лазеек.
Все эти вопросы мы решали вместе с властью, с Министерством сельского хозяйства.
Кроме того, мы получили поддержку через импортные пошлины, введенные недавно, через акциз, который также введен, но компенсируется для российских производителей.
Какие достижения компании "Абрау-Дюрсо" вы считаете самыми важными?
Борис Титов: За 20 лет мы вернули к жизни и восстановили многие участки виноградников, которые были утрачены в связи с законом 1985 года о борьбе с пьянством. Только за последние семь лет в Абрау-Дюрсо, на винодельне "Юбилейная" на Таманском полуострове и "Винодельне Ведерниковъ", было заложено около 1 850 га молодых лоз. Всего за эти годы увеличили площади виноградников до 4,1 тыс. га, а начинали с 500 га.
Когда мы выросли - поняли, что не хватает посадочного материала. И в этом году открыли на базе агрофирмы "Юбилейная" наш питомник на 1,25 млн саженцев в год. То есть мы теперь уже не закупаем за рубежом не только виноматериал, но и саженцы.
Мы также частично объединяем малые винодельческие предприятия в кооператив, который называется "Вино.ру". В кооперативе уже не одна сотня предприятий.
Объем производимой продукции вырос с 5,5 млн бутылок, которые производила Группа компаний "Абрау-Дюрсо", когда мы только начинали, до более чем 60 млн. И это уже не на одном предприятии.
Как вы относитесь к финансово-кредитным институтам развития отрасли? Взаимодействуете с ними?
Борис Титов: Есть несколько банков, являющихся нашими партнерами, в том числе очень серьезный партнер - Россельхозбанк.
Отрасль сельского хозяйства, в том числе виноделие и виноградарство, была включена в перечень поддерживаемых отраслей. Мы смогли получать субсидируемые кредиты. У нас есть и прямые дотации, связанные с развитием виноградарства, в том числе с закладкой новых виноградников и строительством питомника. С Россельхозбанком мы начали общение с 2016 года, к полноценному сотрудничеству пришли в 2021 году. Установка кредитного лимита для Группы компаний "Абрау-Дюрсо" и согласование индивидуальных условий сотрудничества потребовали много времени и ресурсов, но результат окупил приложенные усилия.
Сегодня мы имеем в Россельхозбанке отличные ценовые условия по кредитам и хорошую экспертизу в льготном кредитовании по линии Минсельхоза России.
Каковы ваши планы на будущее?
Борис Титов: Виноград - это одна из самых известных сельскохозяйственных культур. А у виноградарства всегда есть какой-то особый флер. Это такой продукт солнца, который нашел отражение в истории, культуре, религии. Все это приковывает внимание к виноградарству и вину. Но с другой стороны, это чисто сельскохозяйственный продукт. Конечно, у него свои особенности. Это не однолетнее растение, вроде картошки или пшеницы, а многолетнее. Первый урожай лоза дает только на четвертый год после посадки. Конечно, это сильно влияет на всю систему управления.
Сегодня отрасль сталкивается с рядом ограничений: запретом на рекламу и продвижение, избыточным регулированием торговли. Эти барьеры не только сдерживают темпы развития виноделия, но и значительно снижают уровень конкурентных преимуществ по сравнению с зарубежными винами и крепким алкоголем. Это необходимо менять.
Также рассчитываем продолжать работу над формированием образа различных терруаров на территории России, снять ограничения на рекламу российского вина в Интернете.
У нас еще есть участки земли, которые мы пока не освоили. Будем продолжать системную работу в этом направлении и заботиться о росте урожайности, не останавливаясь в непрерывном процессе улучшения качества вина.
Кроме этого, конечно, развиваемся и как туристическое направление. Каждый год наши хозяйства и винодельни посещает огромное количество людей. Сегодня выходим уже и в другие регионы России с нашими франшизами, например фирменной розницы. Это тоже наше направление на будущее.
В последнее время пытаемся выходить и на внешние рынки. Но делаем это не в одиночку, а целыми группами российских виноделов в рамках проекта "Путь российского вина". Много раз участвовали в различных выставках в Китае - в Сияне и Гуанчжоу. Недавно вернулись из Чэнду. Пытаемся развиваться и в других странах. Сегодня мы представлены больше чем в 20 странах, развиваем экспорт.
О ЛИЧНОМ
Если бы не АПК, в какой сфере вы стали бы работать с удовольствием?
Борис Титов: Сложный вопрос. Думаю, что нашел бы свое место на потребительском рынке, потому что хотелось работать с людьми. Считаю, повезло, что удалось найти себя именно в виноделии.
Какой самый ценный совет в жизни вы получили, от кого?
Борис Титов: Я уже сказал выше, что мой школьный друг посоветовал купить "Абрау-Дюрсо" и даже не сомневаться.
Какой совет вы бы дали себе 25-летнему?
Борис Титов: Мы все живем под постоянным давлением. Нервничаем. Страхи, тревоги, как монстры, постоянно возникают в голове. Мы беспокоимся о том, что будет. Какие-то страхи реализуются, но на 1%. Все остальное - пустое. Поэтому главный совет - не бояться. Быть спокойнее, разумнее, вдумчивее и не поддаваться негативным эмоциям.