19.06.2025 14:03
Культура

Экранизация Франсуазы Саган выходит в российский прокат

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (9674)
Дебютный фильм канадской писательницы, а теперь и кинорежиссера Дурги Чу-Бозе "Здравствуй, грусть" замешен на контрастах, которые из нашего бурного до трагизма сегодня могут показаться легковесными - типа "нам бы их заботы!". Снято в чудесном Кассисе с его живописными каланками и величественно дышащей синевой моря, каждый пейзаж тщательно отобран, изысканно снят оператором Максимилианом Питтером, и вся эта южная нега становится важнейшим из персонажей фильма - она ярко контрастирует с душевной неустроенностью героев и предощущением какого-то несчастья: здесь у всех проблемы со сном.
Читать на сайте RG.RU

Картина снята по дебютному роману совсем юной, еще не достигшей двадцатилетия, Франсуазы Саган. Он экранизирован в телесериале, но главное - уже прогремел отчаянно смелый по тем временам фильм Отто Премингера 1958 года; вступить в состязание с классикой - отважная акция для дебютантки. Впрочем, похожесть двух картин ограничивается общей фабулой.

Саган написала историю семнадцатилетней Сесиль, которая проводит беззаботное лето в лучезарном Провансе со своим недавно овдовевшим отцом Раймоном (Клас Банг) и его новой любовницей Эльзой (Наиля Арзун). Между ними царит гармония, пока не появится приглашенная отцом Анна Ларсен - ближайшая подруга умершей матери Сесили. Анна сразу вызовет неприязнь девушки своим менторским тоном и попыткой пресечь ее первую любовь к красавцу Сирилу - не рано ли?! Поняв, что у легкомысленного отца и понаехавшей Анны намечаются далеко идущие планы, Сесиль учинит некоторые интриги, которые приведут к трагедии - суровый урок жизни для юного существа, не отдающего себе отчет в собственной жестокости.

На экраны кинотеатров выходит бьюти-хоррор "Гадкая сестра"

В фильме 1958 года Сесиль была принципиально другой - 19-летняя Джин Сиберг играла девушку-пацанку с неуемной энергией подростка и мальчишеским задором; в новой картине у 25-летней Лили Макинерни героиня выглядит значительно более зрелой, она утонченно женственна, задумчива и не по возрасту элегична. Ее отношения с Сирилом (Алеша Шнайдер) полны эффектной страсти, "химия" обдуманно декоративна. Отец в ней души не чает и не спешит разделять тревоги приехавшей Анны. Вообще, весь фильм пронизан отпускной расслабленностью, это его ведущая мелодия: люди нежатся под солнцем, купаются в теплом море, катаются на яхте, их окружает только красота - природы, интерьеров приморской виллы, изысканных туалетов от самой Мияко Беллицци; жанровые сценки, почти журнальный гламур, аппетитный натюрморт, картина маслом, притворившаяся акварелью… Здесь все как бы выключены из тока времени, и никому пока не хочется возвращаться из этой нирваны в деловитый Париж к повседневным заботам - сейчас пора приятного ничегонеделания. Атмосферу дополнят меланхолическая капель фортепиано композитора Лесли Барбер и сладчайшие музыкальные хиты прошлых лет от Blue Skies Ирвинга Берлина на вступительных титрах до Сome Softly to Me группы Roches и бессмертной Felicita. Бытие людей заторможено растворенной в воздухе негой: раскладывают пасьянс, педантично режут ананас, задумчиво мажут булку маслом… Почти как у Чехова: пьют чай, а в это время…

Кадры из фильма "Здравствуй, грусть!"

А в это время назревает нечто такое, что сложится из невиннейших поступков, но закончится плохо. Исподволь нарастает напряжение пока не лопнувшей струны.

Капкан для романтиков. На экранах комедия "Джейн Остин испортила мне жизнь"

Режиссура подробна и тщательна, но есть ощущение претенциозности - возможно, оттого, что отсутствие активного действия должна компенсировать содержательность диалогов - пусть в данном случае как бы досужей болтовни. В них заложено развитие характеров, но именно они - не самая сильная сторона и романа, созданного 18-летней писательницей, и сценария Дурги Чу-Бозе: глубокомысленность, с которой они подаются актерами, контрастирует с банальностью размышлений подростка, только начинающего познавать хитроумно устроенный мир.

Возмутительница спокойствия Анна - самый интересный персонаж картины. Актриса Хлоя Севиньи в этом царстве застоя и неги - своего рода противовес, нечто инородное: сохраняет столичную прагматичность и удивительным образом несет на себе печать обреченности. Тем более что ее героиня - женщина в поре последних надежд, и борьба за сердце и руку повесы Раймона для нее - схватка не на жизнь, а на смерть.

Роман 19-летней писательницы стал сенсацией, немедленно был экранизирован Отто Премингером, и вот - новая версия

По изначальной идее это была драма о тайнах пубертата, о ловушках взросления, история неосознанной подростковой жестокости, разведки собственной власти над людьми. И то, что главная героиня в фильме выглядит уже вполне сформировавшейся личностью, неожиданно меняет всю дислокацию сил: теперь это история женского коварства и способности осознавшей свою неотразимость интриганки манипулировать этими несмышлеными мужчинами.

Встреча

Саган разлюбила Брамса

Работая собкором большой газеты в Париже, мечтал встретиться с моей любимой писательницей. Но Саган презирала журналистов - и неважно каких - всех. Мне бы никогда не встретиться с ней, если бы не приятель тех парижских лет писатель Эдик Лимонов .

И вот я у двери дома Саган. Открыла сама мадам Франсуаза с кислым выражением на лице:

- Заходите. Тот самый русский от Эдуарда Лимонова? Он так просил. Вот вам полчаса. Пишу новую книгу.

- А когда вы пишете?

- Да когда вы мне не мешаете. Но лучше всего убегать от вас ночами. Шесть-семь часов вашего здорового сна и моей светлой радости.

- Вам так легко пишется? - не удержался я.

- А вы - настоящий журналист, - разочарованно протянула она. - Как же может писаться легко? Разве что сочинителям детективов или этих статеек в желтых газетах. Вы, наверное, мало что из моего читали, - и это мне, учившему французский по ее книгам.

За сорок минут ни единого откровения, и так мало солнца в ее саркастических ответах. И тут хозяйка предложила отведать вина, присланного ей из замков Луары. Умело, в две секунды, открыла бутылку. Ну а разве я не должен был играть рубаху - русского парня? Вторую открывал уже я.

- Я в долгах. А недавно у меня украли портмоне, - вдруг призналась Саган.

- Кто осмелился? Вас же наверняка узнают.

- Этот парень в лифте не узнал. И еще чуть не изнасиловал.

Тут я заметил, что Саган открыла и разлила и третью бутылку. Она рассказывала о сыне, с которым ссорится, мирится. Жаловалась, что ее объявили плохой матерью. Да, играет в казино. Но это дает разрядку.

- Вы не подпишете мне книги? - попросил я, протягивая "Немного солнца..." и "Любите ли вы Брамса?".

- Я больше не люблю Брамса, - призналась она. Но написала два посвящения. Она запомнилась мне птичкой. Села - и улетела. А вскоре и навсегда.

Подготовил Николай Долгополов

Великой французской писательнице могло бы исполниться 90 лет

Мировое кино