19.06.2025 13:47
Культура

Кто получил престижную "Бенуа де ла данс" на сцене Большого театра

Два дня "Бенуа де ла данс" на сцене Большого театра
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Столичный выпуск: №133 (9672)
За тридцать лет и три года существования "Бенуа де ла данс" вырос в большую институцию со своими правилами и традициями. Одна из них - формат фестиваля. В первый день публика собирается в зрительном зале, чтобы стать свидетелем объявления итогов балетного года. Международное жюри, каждый раз избираемое художественным руководителем и председателем жюри из выдающихся хореографов, педагогов, танцовщиков, руководителей со всего мира, называет лучшего хореографа, танцовщика и танцовщицу из числа тех, кого номинировал каждый из судей. Победители получают статуэтку работы скульптора Игоря Устинова и вместе со всеми номинантами участвуют в концерте. На следующий день в гала-концерте выходят лауреаты разных лет - обычно элита мирового балета.
Любой фестиваль интересен непредсказуемыми открытиями. / Батыр Аннадурдыев/"Бенуа де ла данс"
Читать на сайте RG.RU

Обстоятельства последних лет осложнили работу фестиваля мирового балета "Бенуа де ла данс". Но международное балетное сообщество оказалось сильнее. Внимание фестиваля и раньше не ограничивалось мировыми столицами, порой находя неординарные явления хореографии даже в медвежьих углах мира. Теперь же этот поиск стал регулярным. Тем не менее и балетные державы с карты фестиваля не исчезли.

Джошуа Вильям. / Батыр Аннадурдыев/"Бенуа де ла данс"

В этом году Большой театр приветствовал Жана Гизерикса - это этуаль Парижской оперы (по французским правилам этот статус артисты сохраняют пожизненно), первый французский исполнитель роли Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Григоровича. Вместе с ним в жюри работали также представители Китая, Казахстана, ЮАР и, разумеется, России.

Их выбор остановился на тех, кто сегодня собирает залы в Москве и Петербурге, - балерине Мариинского театра Ренате Шакировой и премьере Большого Дмитрии Смилевски.

Звание лучшего танцовщика Смилевски разделил с представителем ЮАР Джошуа Уильямсом из труппы Cape Ballet Africa. Вместе с партнершей Миа Кумбер этот невысокий и не очень ладно скроенный мулат с кошачьей пластикой буквально влюбил в себя зал во взрывной энергетичной "Главе второй" Мтутузели Новембера, названного лучшим хореографом. Новембер оказался единственным победителем, не востребовавшим свою награду лично: он готовит к выпуску свой дебютный балет в Парижской опере, который составит компанию одноактным баланчинской "Теме с вариациями" и "Корибатическим играм" Кристофера Уилдона.

Дмитрий Смилевски. / Батыр Аннадурдыев/"Бенуа де ла данс"

Такими непредсказуемыми открытиями, как нынешние южноафриканцы, и важен любой фестиваль.

Еще одна награда - "За жизнь в искусстве" - была посмертно присуждена Юрию Григоровичу, создателю и вдохновителю "Бенуа". Его памяти был посвящен весь фестиваль. Несколько лет назад Григорович передал "Бенуа" в руки Светланы Захаровой, которая стала его художественным руководителем и председателем жюри.

Захарова аккуратно и последовательно модернизирует его устройство и образ. Судя по нынешнему гала-концерту, фестиваль нуждается в еще более активных изменениях и более широком охвате событий не только за рубежом, но и в России и соседних странах. Тогда и окружающая балетная реальность может подарить большее разнообразие событий и эмоций.

На сцене МАМТа состоится премьера оперы Гаэтано Доницетти "Анна Болейн"
Музыкальный театр Москва