А за первые три месяца текущего года Башкирия вошла в ТОП-10 по количеству внесудебных банкротств граждан (15 646 случаев - по всей стране, и 515 - по Башкортостану) и судебных банкротств граждан (120 993 случаев по России, 3851 случаев в РБ).
- В нашей республике в прошлом году увеличение банкротств составило почти 15 % по отношению к 2023 году, по стране в целом - почти на 24 %. Вего в 2024 году было 431 942 банкротств в РФ, из них 14 459 - в Башкортостане, - сообщил Анвар Ямалеев.
С ростом количества банкротств, увеличивается и число жалоб от граждан на недобросовестных арбитражных управляющих, юристов, к которым люди идут за помощью. Ведь не каждый самостоятельно может пройти этот путь признания банкротом. Как не нарваться на мошенников, когда твоя финансовая ситуация и так плачевна? Об этом рассказали на круглом столе в Общественной палате РБ руководители различных ведомств.
По словам начальника отдела по контролю в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по РБ Лейсан Абдуллиной, на конец 2024 года в стране числилось 10436 арбитражных управляющих. На них поступило более шести тысяч жалоб, из них в ПФО - 893.
- 22 процента жалоб оказываются обоснованными, - отметила Лейсан Абдуллина. - Всего по заявлениям граждан в стране дисквалифицировано в первом квартале 141 управляющих из них в ПФО - 22, в Республике Башкортостан - восемь. На 1 июня в республике лишились лицензии уже 19 человек. В данном случае мы лидируем в округе, - рассказала специалист.
Среди основных нарушений: затягивание процедуры банкротства, использование денег должника в собственных целях, невыплата банкротящемуся гражданину положенного прожиточного минимума и другие. И это при том, что за свои услуги управляющие берут оплату - в среднем 150-200 тысяч рублей.
Лейсан Абдуллина напомнила, что с долгами от 25 тысяч рублей до одного миллиона рублей можно решить вопрос без привлечения финансового управляющего - через МФЦ. Это бесплатно и быстрее по срокам.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров Управления Роспотребнадзора по РБ Дамир Шугаюпов рассказал о недобросовестных практиках при оказании юридических услуг.
- Типичны случаи обмана, когда обещают бесплатную консультацию, хотя на самом деле услуги оказываются платными. Бывает, что исковые заявления в суд готовятся с нарушениями, в итоге процедура затягивается. А когда клиент хочет расторгнуть договор из-за некачественной работы - ему не возвращают уплаченные средства. Часто после составления договора гражданина не знакомят с ходом дела, - рассказал эксперт.
По его словам, чтобы обезопасить себя, необходимо проверять опыт и репутацию юристов, изучать отзывы, требовать полную калькуляцию расходов, внимательно читать договоры, контролировать процедуру через официальные сайты (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, Картотека арбитражных дел).
Что должно насторожить?
- обещание 100% результата и сохранение всего имущества
- предложение об альтернативных процедурах вместо соглашения
- совет переоформить имущество на родственников
- требование полной предоплаты услуги
- отказ предоставить информацию об арбитражном управляющем и деталях процедуры
При обнаружении недобросовестных практик необходимо обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или в суд.