01.07.2025 15:29
Экономика

Самокатчики в Петербурге смогут ездить по тротуарам со скоростью не выше 10 км/ч

Текст:  Мария Голубкова Владислав Краев
С 1 июля в Петербурге вступили в силу новые требования к скоростному режиму средств индивидуальной мобильности (СИМ). Новое постановление правительства Санкт-Петербурга разрабатывалось прежде всего для упорядочения работы курьеров на электросамокатах и электровелосипедах, но коснется всех пользователей.
Читать на сайте RG.RU

"С 1 июля 2025 года в целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности запретить движение по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным зонам на территории Санкт-Петербурга на средствах индивидуальной мобильности (электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах) и велосипедах, имеющих электродвигатель, со скоростью выше 10 километров в час, а также в зонах запрета движения", - указано в документе.

К курьерам различных служб доставки у петербуржцев действительно масса претензий: они гоняют по тротуарам, создавая угрозу пешеходам, нарушают ПДД, нередко ведут себя агрессивно. Кроме того, это "серый" рынок: договор со службой доставки может заключить один человек, который затем задействует дополнительных работников уже без официального оформления. Поэтому теперь каждый курьер обязан иметь идентификационный номер на транспортном средстве, сумке-переноске и форме. И в случае любых разногласий его можно будет легко идентифицировать и отследить, в том числе с использованием городской системы видеонаблюдения.

Задействовать эту систему возможно для отлова любых нарушителей, считает эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов.

- В петербургской Дирекции по организации дорожного движения готов программный модуль, в котором видеоаналитика распознает не спешившегося на пешеходном переходе электросамокатчика и езду вдвоем. И в ближайшее время на улицах Петербурга, на пешеходных переходах появятся такого рода умные камеры, - рассказал он. - Далее город будет передавать большие объемы данных кикшеринговым компаниям и требовать от них отчета о том, как наказаны эти люди. Потому что на всю страну за год совершен 231 миллион поездок, а оштрафовано всего 40 тысяч нарушителей. Это даже не в статистической погрешности. То есть неотвратимость наказания не работает.

Убыток компаний при запрете кикшеринга в Петербурге составит 1,5 млрд рублей

По всей вероятности, умные камеры смогут фиксировать и скоростной режим. Но вот смогут ли они отличать, движется самокатчик по тротуару, выделенной для СИМ специальной дорожке или проезжей части - большой вопрос (в постановлении Смольного для улично-дорожной сети ограничение не прописано). Есть также мнения, что 10 километров в час - скорость бегущего человека - для СИМ будет весьма неустойчивой, то есть потенциально создаст больше травматичных ситуаций. Однако председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев отмечает, что "будущее, где на улицах только роботы и самокаты, пока не наступило".

- И пока оно не наступило, в приоритете - пешеход. Это его город, его тротуар. Все остальное - пусть будет, но по правилам, - подчеркивает депутат. - И, если правила ставят во главу угла безопасность человека, а не оборот компании - это правильно.

Такое же требование, кстати, есть в федеральных ПДД: "Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет".

В кикшеринговых компаниях объяснили, как арендовать самокат в Москве

Отметим, что кикшеринговые компании имеют возможность установить программные ограничения скорости на свои СИМ. Так что использовать их как развлечение, устраивая гонки, просто не получится. Однако в распоряжении Смольного ничего не говорится о том, как планируется воздействовать на владельцев собственных самокатов. Поскольку СИМ официально признаны участниками дорожного движения, на них распространяются требования статьи 12.9. КоАП РФ и за превышение установленной скорости движения на величину более 20, но не более 40 километров в час самокатчика могут оштрафовать на 750 рублей. Вот только видеоконтроль здесь не работает, поскольку номеров у частных СИМ нет, а возможность самокатчиков ездить по любым гладким поверхностям играет против инспекторов ДПС - в сети полно роликов с неудачными попытками поймать нарушителей.

Тем временем

В Петербурге обсуждается инициатива о введении платы за использование электросамокатов на улицах города в размере 1000 рублей с каждого устройства. По мнению авторов идеи, это не повлечет для кикшеринговых компаний существенных расходов, но включит их в развитие городской среды. По данным экспертов, сегодня в Северной столице эксплуатируется примерно 42 тысячи электросамокатов - это 42 миллиона рублей в год в городскую казну. Кроме того, к базовой сумме могут применяться повышающие коэффициенты, исходя из числа ДТП с участием арендных самокатов, а также уровня соблюдения правил эксплуатации и парковки.

Транспорт Санкт-Петербург