02.07.2025 15:44
Культура

Сельский иконописец пишет уникальные работы на бересте

Российская газета - Неделя - Приволжье: №143 (9682)
Старинное село Сколково, основанное два с половиной века тому назад, тезка московского поселения с громкой и во многом скандальной историей, - скромно. Расположено в километрах пятидесяти от Самары. На карте оно есть, а вот в реальности на трассе указатель отсутствует. Но если вы по дороге на Богдановку свернете в сторону Чубовки, то мимо не проедете - на крутом склоне холма огромными белыми буквами написано СКОЛКОВО. Как в Лос-Анджелесе. Там также на склоне холма такими же огромными буквами, но на английском естественно, начертано HOLLYWOOD.
/ Владимир Бабенков/РГ
Читать на сайте RG.RU

Место мастера

Людей в самарском Сколково негусто - немногим более двух тысяч человек. Известно оно тем, что в 80-х годах девятнадцатого века в нем жил писатель-демократ Глеб Успенский. Жил недолго, но память о нем осталась в виде таблички на единственном старинном деревянном здании, указывающей о его пребывании в селе. Сейчас здесь церквушка небольшая и мастерская художника-иконописца и реставратора Константина Боровкова.

...Константин Александрович, низко склонившись, колдовал над небольшой иконой Казанской Богоматери.

- Старушка принесла, - отложив в сторону работу, сказал Боровков, - попросила обновить, посерел от времени образ. Скоро сделаю. На очереди еще 3 иконы, иеромонах принес. Без работы не сижу.

Мастерская, состоящая из двух комнат, полностью заполнена священными писаниями - они висят на стенах, стоят, прислонившись к ним, на столах, на полу... И огромные, храмовые, и небольшие - домашние.

Поймав мой взгляд, Константин Александрович продолжил:

- Какие-то из этих икон уже готовы, какие-то ждут своей очереди, а некоторые - мое личное достояние.

/ Владимир Бабенков

- А новые написанные вами иконы где?

- Я уже года два как не пишу их! Хотя раньше много икон создал. Только одних иконостасов, а это не меньше 20 икон в каждом, четыре. В одиночку. Мои иконы во многих монастырях нашей страны, за рубежом, - Константин Александрович раскрывает небольшого формата альбом-каталог со своими работами, - и у патриарха они есть.

- Почему же при таком успехе отказались вдруг писать иконы?

- Трудно сказать. Реставрационных работ неисчерпаемый край. Да и работы для души много времени отнимают.

- Хобби?

- Можно и так сказать. Хотя, конечно, формулировка заметно тоньше: все же ближе к душе, духовности.

Рассказывая это, Константин Александрович подводит меня к стене:

- Вот смотрите.

Я ахнул. На широком куске бересты, самой настоящей, с березы, - лик Иисуса Христа. Ясный, доверительный, как живой. И естественный фон березовой коры - с полосками, раковинками, а порой и дырами - органично сливался с написанным портретом. Будто бы все это природа создала, каким-то чудом угадав, какой истинный лик у Христа.

- Да вот же, смотрите, это же самая настоящая икона!

/ Владимир Бабенков

Образ в образе

- Поначалу я тоже так думал, а потом понял: нет, не икона! Я это называю "образ (а икона по-другому - образ) - в образе"! Сложно? Но так оно и есть! В 1997-м на выставке в Самаре мои работы на бересте назвали декоративно-прикладным искусством. Я с этим в корне не согласен. А что же это тогда? Стал думать, размышлять. Вот и пришел к такому определению - образ в образе. Классическая, как говорится, каноническая икона сродни человеку. В иконах - образ человеческий. Из чего человек состоит, из чего - икона? Основа иконы - дерево, словно кости человеческие. Затем мышцы, мясо. Многослойная грунтовка на дереве - это те самые человеческие мышцы, мясо. А кожа - рисунок святых. В бересте это отсутствует. И еще, наверное, главное - все образы святых пишутся, как сейчас говорят, в одном формате: строго одинаковое расположение, одинаковые цвета... Лишь какие-то цветовые оттенки могут быть иными. Я же при написании ликов могу отойти от канонических образов, если структура и рисунок березовой коры, моя фантазия продиктуют мне иное. Потому работы на бересте на религиозную тему я не могу называть иконами. Уж простите, - рассказывает мастер.

Интересные суждения. Хотя немало образов написано на металлических листах, на картоне и других материалах. И все они иконы. Жесткая требовательность иконописца и реставратора Боровкова к классическим работам вызывает уважение.

А вообще точность - это не только вежливость королей, но и технических работников. В 1981 году, после окончания художественного училища, обладатель красного диплома Константин Боровков поступил на завод "Металлист" токарем. Точил точнейшие детали, у которых отклонение на микроны считалось браком. Привык к точности. Тринадцать лет отпахал. А потом все рухнуло - горбачевская перестройка, ельцинское не поймешь что... Преждевременная смерть жены, с которой прожил двадцать лет, гибель сына в автомобильной аварии... Все это колючим клубком легло на душу и заставило уехать к дочери, купившей дом в деревне, в Сколково. И здесь отставной высококвалифицированный токарь, выпускник художественного училища, нашел себя в иконописном деле. И вот уже три десятка лет - в мире святых.

/ Владимир Бабенков

- Работа на бересте - это доступно (увидел полено - и сдирай) и оригинально, по моим сведениям, на ней никто больше не работает, и очень комфортно с точки зрения создания образа. У березовой коры такой цвет, такое содержание ее естественного рисунка, что в совокупности с фантазией легко создается картина. У березы, как и у ее коры, я считаю, есть душа, - в этом уверен Константин Боровков, иконописец и реставратор.

У иконы есть судьба

- Мне много икон приносят на реставрацию. И у каждой своя судьба, своя история, порой трагическая, - продолжает Боровков, листая другой альбом с фотографиями своих реставрационных работ. - Вот смотрите, икона из Башкирии. Прислали мне только серединную ее часть - часть лика Серафима Саровского. Откуда она взялась? В те стародавние времена у одной старушки на постое были красноармейцы. Дров не оказалось, и они топили печь иконами из храма. Рубили топором - и в печку. Выпросила у них одну часть. И хранила многие годы, потом дети ее хранили, внуки - и вот мне принесли. Я создал полноценную икону, используя вот этот самый кусок.

- А вот эта икона, - Константин Александрович перелистывает страницу, - из одного из сел Богатовского района, уже Самарской области. В Гражданскую войну на площади у храма сжигали иконы, бросали в костровище одну за другой. Люди ахают-охают. Одна женщина выхватила эту огромную икону метр двадцать на восемьдесят, засунула ее под рубаху - как она это сделала, непонятно - и заковыляла домой. Дверь на запор, и стали думать, как эту святую вещь сохранить. Целлофана тогда не было, а бумага - плохая защита от времени. Растопили кучу свечей и щедро залили икону воском. И в колодец. Притопили. Дед, когда умирал, рассказал своим детям-внукам. Достали. Принесли на реставрацию.

Таких историй много. Судьба каждой иконы - страница истории нашей страны.

У входа в мастерскую я увидел большой грубо обструганный щит. Метра полтора на метр, наверное.

- А это что? - поинтересовался.

- Это была деревянная дверь, - поясняет Боровков, - прошелся фуганком. Получился щит. А что будет, пока не знаю. Какая-нибудь инсталляция. Подберу кору подходящего размера и фактуры и создам "образ в образе".

Константин Александрович Боровков, сельский иконописец и реставратор, постоянно в творческом поиске: так надо много чего успеть, так надо много чего сделать!

Подготовил Владимир Бабенков

Культура Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашия Пензенская область Оренбургская область Нижегородская область Мордовия Марий Эл Кировская область Пермский край Башкортостан