03.07.2025 12:37
Культура

К 100-летию Анатолия Эфроса "РГ" собрала легендарные постановки режиссера

Текст:  Нина Дымченко
Анатолий Васильевич Эфрос (при рождении Натан Исаевич Эфрос) - выдающийся советский театральный и кинорежиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной Анатолий Эфрос на репетиции. / Александр Макаров / РИА Новости www.ria.ru
Читать на сайте RG.RU

Анатолий Эфрос родился в Харькове 3 июля 1925 года. В военные годы Эфрос работал слесарем на эвакуированном в Молотов Харьковском авиазаводе. Однако его истинным призванием был театр. В 1943 году он поступил в актерскую студию Юрия Завадского, а год спустя - на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Николая Петрова и Марии Кнебель).

В день столетия Анатолия Эфроса вспоминаем спектакли выдающегося режиссера.

"В Добрый час!" в ЦДТ, 1954 год

Режиссерский дебют Анатолия Эфроса на профессиональной сцене состоялся в 1951 году со спектаклем "Приезжайте в Звонковое" в Московском областном драматическом театре им. Островского. После плодотворной, но недолгой работы в Рязанском драматическом театре в 1954 году Эфрос был направлен в Центральный детский театр (ЦДТ).

Премьера спектакля "В Добрый час!" прошла 30 декабря 1954 года. Пьесу Виктора Розова о юношах, выбирающих свою дорогу в жизни, изначально должна была ставить легендарная Марина Осиповна Кнебель - но она была занята в другом спектакле и потому предложила эту постановку своему ученику, Анатолию Эфросу, который выпустил на сцене ЦДТ спектакль "Чужая роль" по пьесе Сергея Михалкова.

Минков и Сергеевская рассказали о репертуаре и работе современных театров

На роль Алексея пригласили молодого дебютанта Олега Ефремова. Вадима играл Олег Анофриев. В спектакле два этих персонажа сталкивались из-за противоположности взглядов: целеустремленный романтик Алексей, приехавший поступать в Тимирязевскую Академию, привык всего в этой жизни добиваться сам, Вадим, сын столичного профессора, готовился устраивать свою жизнь, в случае неудачи, по звонку влиятельного отца. А в центре сюжета, между этих двух полярных взглядов, находился мальчик Андрей Аверин (Валерий Заливин), который только-только выбирал свою жизненную дорогу.

Пьеса Виктора Розова уже шла в других театрах. В своих воспоминаниях Анатолий Васильевич говорил, что подходил к спектаклю "с идеей, как мне тогда казалось, по крайней мере равной чеховской, - тоска по лучшей жизни". Однако именно постановка Эфроса принесла пьесе небывалую известность.

Режиссер Анатолий Эфрос

Его спектакли в ЦДТ пришлись по вкусу главным зрителям этого театра - детям. В них не было нравоучительности, но была "живая жизнь", жизнь, схваченная и воплощенная правдиво и точно.

Поэтому, например, на спектакле "Друг мой Колька!", поставленном в 1959 году по пьесе Александра Хмелика, дети вскакивали со своих мест (сейчас такое сложно представить!) и поддерживали то вожатого Сергея Руденко, то четвероклассника Костика Вострякова, то самого Кольку Снегирева. А вожатой Лидии - актрисе Антонине Дмитриевой, которая позднее перешла за режиссером в "эфросовкую" труппу Ленкома, - даже писали гневные письма, настолько убедительным, узнаваемым и точным получился ее образ строгой формалистки.

"Дальше - тишина…" в театре Моссовета, 1969 год

/ Александр Гладштейн/РИА Новости

В 1969 году Анатолий Эфрос поставил в Театре Моссовета трогательный спектакль "Дальше - тишина" с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Постановка концентрировалась на трагической истории обедневшей пожилой пары, на боли от вынужденной супружеской разлуки и бессилии перед лицом равнодушия собственных детей.

В этом спектакле Анатолий Эфрос сознательно сосредоточился не на жестокости капиталистической системы, которая оставляла пожилых людей на обочине жизни (роман Джозефины Лоуренс "Долгие годы" вышел в Америке во времена Великой депрессии), а на вечной проблеме семейных отношений. Этот подход оказался безошибочным: каждый показ вызывал у зрителей слезы, хотя на сцене никто не умирал.

В качестве названия Анатолий Васильевич взял шекспировские строки:

"Гамлет: …Дальше - тишина. (Умирает.) Горацио: Почил высокий дух. - Спи, милый принц. Спи, убаюкан пеньем херувимов! - Зачем все ближе барабанный бой?. "

"Мольер" Булгакова, 1966 год

/ Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова"

В 1963 году Анатолию Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола ("Ленком"). Как и в ЦДТ, здесь ему удалось вдохнуть в театр новую жизнь. Он открыл столичной публике имена Валентина Гафта, Александра Збруева, Михаила Державина, Александра Ширвиндта, Ольги Яковлевой. Однако после премьеры спектакля "Мольер" по Булгакову в начале 1967 года режиссер был отстранен от должности.

Анатолий Эфрос, прочитав тогда еще не изданную "Кабалу Святош", написал в тетради Елены Сергеевны Булгаковой: "Обещаю когда-нибудь поставить эту пьесу". Свое обещание он выполнил трижды. Поставил ее через десять лет в Театре им. Ленинского Комсомола ("Мольер"), через пятнадцать - в формате телеспектакля ("Всего несколько слов в честь господина де Мольера" по пьесам "Дон Жуан" и "Кабала святош "). А затем - и в Америке (Мольер по пьесе М. Булгакова - "Театр Гатри", Миннеаполис, США).

Наталья Крымова вспоминала: "Вообще, пьеса Булгакова "Мольер" была для него загадочной и мучительной. Он поставил ее в Ленкоме, после чего его и группу артистов из Ленкома выгнали. Он поставил на телевидении "Всего несколько слов в честь господина де Мольера". Как только в США после невероятно успешной "Женитьбы" его спросили, что он еще хотел бы поставить, он ответил тут же: "Мольера". Однажды он сказал мне, что в пьесе Булгакова, которую очень любил, "явно что-то не то", она не поддается сцене".

Спектакль "Мольер" стал его последней работой в театре имени Ленинского Комсомола (Ленкоме). Премьера состоялась в конце 1966 года, но уже в начале 1967-го Анатолия Эфроса отстранили от руководства театром, а постановку сняли с репертуара.

Говорили, что роль Мольера играть было до невозможности сложно - столько боли он в себе носил. В ленкомовском спектакле Мольера играл Александр Пелевин, позднее Армен Джигарханян. Людовика - властного мецената - играл Александр Ширвиндт. В роли Арманды Бежар, жены Мольера, ошибочно принимаемой клеветниками за его дочь, выходила на сцену Ольга Яковлева.

Позднее, в телеспектакле 1973 года, роль Мольера исполнял Юрий Любимов.

"Женитьба" в Театре на Малой Бронной, 1975 год

/ Анатолий Гаранин/РИА Новости

Театровед Наталья Крымова, жена режиссера, вспоминала: "Я принесла "Женитьбу" Толе в больницу, когда он попросил почитать что-нибудь смешное. "Но я же это уже ставил!" - сказал он, но все же стал читать. Прихожу в следующий раз и вижу на его глазах слезы. "Но разве это смешно?! Ведь стремление к счастью всегда призрачно…". В результате получился спектакль очень смешной, но одновременно и драматический. Эту "Женитьбу" надо "ошинелить", - говорил Эфрос".

Юрий Грымов: Кино можно снимать не для зрителя, а в театре так не бывает

Александр Володин писал об этой постановке: "В смешном спектакле Эфроса все обречены грузом одиночества и беспомощной жаждой контакта". Постановка Гоголя в таком ключе приобретала поистине трагический масштаб, скрытый за формой гоголевского комизма. Главный вопрос - отчего же на самом деле не случилась свадьба?

Ответ крылся в самих героях. Они, облаченные в яркие костюмы и говорящие, по сути, довольно смешные вещи, казались по-странному разобщенными, одинокими. На первый план выходило осознание самими героями той ущербности, которая была прописана у Николая Васильевича.

В финале спектакля звонили колокола. Сквозным мотивом становилось старинное русское свадебное шествие. Но свадьбы так и не случилось.

Семнадцать лет работы Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной стали его золотой эпохой и классикой советской режиссуры. Несмотря на неоднозначные отзывы о его первых работах, он создал здесь спектакли, которые вошли в историю отечественного театра. Это "Ромео и Джульетта" и "Отелло" Шекспира, и "Месяц в деревне" Тургенева, и "Женитьба" Гоголя, и "Дон Жуан" Мольера. Каждая его новая работа на сцене этого Театра становилась театральным событием.

Однако после премьеры спектакля "Дорога" по "Мертвым душам" Гоголя в Театре на Малой Бронной начались конфликты с дирекцией. Эфроса обвиняли в искажении классики и недопустимых аллюзиях. Он покинул театр, приняв предложение возглавить Театр на Таганке вместо эмигрировавшего за рубеж Юрия Любимова. Это назначение оказалось роковым.

"Вишневый сад" в Театре на Таганке, 1975 год

/ Александр Макаров/РИА Новости

Сам Анатолий Эфрос писал, что "Вишневый сад" надо ставить в театре, где меньше всего знают толк в "чеховском тоне". За такой оценкой скрывался сценический контраст. Константин Рудницкий отмечал, что Эфрос ставил спектакль о том, что другим казалось "сомнительными истинами похороненного прошлого".

Великолепна была Алла Демидова в образе Раневской. Ее Любовь Андреевна возвращалась в Россию с неразделенной любовью к "этому дикому человеку", любовнику из Парижа, который обобрал ее до нитки, с противоречащим всему внутри желанием продать последнее, что у нее в России осталось - ее родительский дом. В ней виделся невероятный душевный надлом. Оттого в ее речи звучали столь резкие переходы - от полудевичьего игривого тона к бессильной и искренней усталости.

Лопахин в исполнении Владимира Высоцкого в самом начале спектакля робел, говорил невпопад. Он, вроде бы купец, человек нового времени, был искренне и страстно влюблен в Раневскую, оттого и сам казался не просто дельцом, а купцом времен самого Чехова - человеком, чем-то похожим на Савву Морозова или Савву Мамонтова. Здесь Лопахин предчувствовал то, что совсем не понимали другие - усадебный мир вишневого сада обречен, и для его спасения нужно что-то делать, что-то менять. Сам Анатолий Васильевич считал его единственным взрослым человеком среди детей (или птиц), который вовлекался в игру, но все равно говорил окружающим "Осторожно!". Метаморфоза, происходившая в финале, делала его по-настоящему жестоким, Высоцкий в финальном монологе не просто говорил страстно, с узнаваемой хрипотцой, он кричал - потому что в мире "Вишневого сада" все равно был как будто чужим.

Театр на Таганке Анатолий Эфрос возглавил в 1984 году. Часть труппы не приняла режиссера. В 1985 году Анатолий Эфрос поддержал коллективное письмо за возвращение Любимова в Театр и даже был готов уйти со своего поста. Последней его постановкой на этой сцене стал "Мизантроп" Мольера, премьера которого состоялась осенью 1986-го.

Травля со стороны коллег и конфликтная ситуация на Таганке подорвали здоровье режиссера. Анатолий Васильевич Эфрос скончался от инфаркта 13 января 1987 года в Москве. Его ждали на прогоне спектакля "Кориолана", но он так и не явился…

Ярошенко о Талызиной: Ее неровности, шероховатости и угловатости были защитой
Драматический театр