06.07.2025 00:00
Культура

6 июля режиссер Юрий Грымов отмечает свое 60-летие

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №158 (9697)
Свое 60-летие 6 июля отмечает один из самых ярких режиссеров современности - Юрий Грымов. Московский театр "Модерн", которым он руководит вот уже десятый год, за это время превратился в территорию творческого поиска: здесь не боятся экспериментов ни в постановке спектаклей, ни во взаимодействии со зрителем, который, надо сказать, доверяет любимому театру и с воодушевлением принимает участие во всех его "авантюрах".
/ Пресс-служба театра "Модерн"
Читать на сайте RG.RU

Под занавес уходящего сезона "Российская газета" задала Юрию Грымову несколько вопросов - чем запомнился год театральный и личный?

Юрий Вячеславович, подошел к концу очередной театральный сезон. С чем его заканчивает "Модерн"?

Юрий Грымов: В этом сезоне мы завершили уже вторую театральную трилогию, которую приурочили к 80-летию Великой Победы. Первой была трилогия "Антихрист и Христос" - серия спектаклей "Иуда", "Леонардо" и "Петр". Наша "Военная" трилогия - это три совершенно разных спектакля, объединенные историческим контекстом и вопросами, которые мы поднимаем в этих постановках: как в центре цивилизованного мира, в просвещенной и культурной Европе могло родиться такое отвратительное явление, как фашизм? Как жили люди в то страшное время?

Мы работали над этой темой несколько лет, и в этом году поставили точку. И если спектакль "Человек с глазами Моцарта" - это история о первых днях войны, рассказанная от лица жителей советских деревень, захваченных фашистами, то в пьесе "Цветы нам не нужны" мы погружаем зрителя в атмосферу Нюрнбергского процесса. А вот спектакль "Ночь в Лиссабоне" по роману Эриха Марии Ремарка - это уже взгляд на войну как бы изнутри, рассказ о том, как война изуродовала жизни самих немцев.

Сцена из спектакля "Ночь в Лиссабоне" в Театре "Модерн". / Предоставлено театром Модерн

Расскажите немного об этой работе. Правильно я понимаю, что премьера "Ночи в Лиссабоне" уже совсем скоро - 20 августа?

Юрий Грымов: Уточню: премьера в августе - это, так сказать, премьера де-юре. В августе впервые спектакль выйдет под своим официальным названием. Де-факто же премьера уже состоялась. В конце сезона мы отыграли несколько спектаклей, до последнего момента не раскрывая ни автора, ни произведение: зрители покупали билеты вслепую, не зная, на какой спектакль они идут. И я очень благодарен нашей публике за то доверие и внимание, которые они проявили к нашей работе: все эти спектакли прошли при полных залах.

Только любовь в нашем безумном мире способна противостоять разрушению и хаосу

Мы заостряем свое внимание не на очевидных жертвах нацистской Германии - евреях, поляках, русских, а пытаемся понять, как жили тогда сами немцы? Ведь фашизм, ввергнувший в катастрофу весь мир, точно так же обрушился и на саму Германию. Ведь в концлагерях сидели не только военнопленные или жители захваченных стран. Там было много немцев.

Сцена из спектакля "Ночь в Лиссабоне" в Театре "Модерн". / Пресс-служба театра "Модерн"

Действие происходит в годы Второй мировой войны?

Юрий Грымов: Да, и как я уже сказал, нам очень важно проникнуть, хотя бы силой воображения и художественного образа, в то время и в те трагические обстоятельства, в которых оказываются герои. Но что гораздо более важно - главное, о чем повествует спектакль, - это любовь. Необыкновенная, сильная, настоящая, святая любовь - именно она помогает нашим героям пройти через тяжелейшие испытания.

Сегодня мы интуитивно ощущаем эту аксиому очень остро. Одна моя знакомая произнесла такую фразу после спектакля: "Я очень хотела бы, чтобы меня так любили". Только любовь в нашем безумном мире способна противостоять разрушению и хаосу.

Чего еще ждать - приоткроете тайну?

Юрий Грымов: В конце октября мы планируем выпустить спектакль "Цветы для Элджернона. Тридцать лет спустя". В 2014 году умер Дэниел Киз, по книге которого годом раньше, в 2013-м, я поставил спектакль в РАМТе и творчеством которого восхищался. Этот спектакль - дань памяти выдающемуся автору.

В пьесе, которую мы написали с драматургом Мариной Сулчани, мы возвращаемся к главному герою, Чарли Гордону. Он проводит в психиатрической клинике 30 лет и выходит оттуда в наше время - уже пожилым мужчиной. Попадает в совершенно незнакомый и непонятный ему мир, встречает женщин, которых когда-то любил. Нам интересно понять, сможет ли такой человек жить в сегодняшнем мире, как он видит этот мир и как мир в ответ смотрит на такого человека? И, конечно, это еще одна история любви.

Если говорить не только о спектаклях, то в новом 38-м сезоне я рассчитываю продолжить свой цикл арт-лекций.

Юрий Грымов: Кино можно снимать не для зрителя, а в театре так не бывает

Ваше главное впечатление от уходящего сезона?

Юрий Грымов: В этом году нам удался серьезный и интересный эксперимент: мы экранизировали спектакль "Война и мир". Я шел к этому несколько лет. Результатом доволен, но до сих пор не могу подобрать точного термина, что же в итоге у нас получилось. Это не телеспектакль, не кино, не видеозапись трансляции - это совершенно самостоятельное произведение на стыке жанров. Мы показали нашу работу в Нижнем Новгороде, скоро состоится показ в Салехарде. А в "Модерне" теперь на большой сцене идет спектакль"Война и мир", а на малой дважды в месяц мы показываем нашу киноверсию. Такого сочетания жанров и форматов, насколько я знаю, сегодня нет больше нигде.

В этом году долго обсуждались новые правила посещения театров в Москве - по паспорту. Спустя время, что можно сказать об этом нововведении?

Юрий Грымов: Я могу говорить только про театр, которым руковожу. В "Модерне" мы почти не почувствовали какой бы то ни было "просадки" в продаже билетов. Зрители восприняли нововведение совершенно спокойно, не было ни претензий, ни тем более протестов или возмущений. Что лишний раз заставляет меня выразить искреннее уважение нашим зрителям.

Сцена из спектакля "Ночь в Лиссабоне" в Театре "Модерн". / Пресс-служба театра "Модерн"

И напоследок: как будете праздновать юбилей?

Юрий Грымов: Я обычно не слишком шумно и публично отмечаю свои дни рождения. Так будет и на этот раз: сам день проведу в узком кругу семьи и ближайших друзей. Но моя семья - это не только родные; это еще и мой театр, мои коллеги, знакомые и, конечно, зрители. Поэтому мне со всех сторон намекают на то, что обойтись без официального мероприятия не получится. Так что в сентябре все мы, "большим семейным кругом", соберемся в стенах "Модерна", и отметим мою круглую дату творческой встречей под названием "60 вопросов Юрию Грымову". Буду очень рад увидеться с дорогими мне людьми.

Справка "РГ"

За время работы в "Модерне" Юрий Грымов поставил 20 масштабных спектаклей для взрослой и детской аудитории. Каждый год режиссер выпускает в театре по три премьеры, в основе которых известные произведения классиков русской и мировой литературы. Под руководством Юрия Грымова "Модерн" стал одной из ведущих театральных площадок столицы, с разнообразным репертуаром, новыми форматами общения со зрителем, узнаваемой эстетикой и авторским почерком.

Драматический театр