06.07.2025 20:11
В мире

Только 3,9% парижан приняли участие в референдуме о закрытии 500 улиц для авто

Парижане поддержали закрытие 500 улиц для машин. Кто побеждает в борьбе автомобилей и прохожих в других городах мира?
Текст:  Ольга Гасюк Игорь Дунаевский Олег Кирьянов (Сеул) Алексей Меркулов (Тунис) Нива Миракян (Рим) Юрий Нечаев (Бразилиа) Вячеслав Прокофьев (Париж) Алексей Чуриков (Буэнос-Айрес)
Российская газета - Федеральный выпуск: №146 (9685)
Парижские остряки сейчас все больше задаются вопросом: не пора ли выбросить ключи от автомобилей и вернуться во времена д'Артаньяна, пересев на "экологически дружественных" лошадок?
В итальянских зонах ограниченного трафика все пространство отдано во власть пешеходов. / iStock
Читать на сайте RG.RU

Такие невеселые мысли у многих столичных водителей появились в связи с недавно проведенным по инициативе мэрии Парижа референдумом, где стоял вопрос о закрытии для личного автотранспорта 500 улиц с последующим их озеленением. Отметим, что 300 городских авеню уже стали исключительно пешеходными.

Эта инициатива местного муниципалитета во главе с социалисткой Анн Идальго является еще одним осознанным шагом по пути активного вытеснения машин из города на Сене. На протяжении последних лет на главных магистралях количество полос движения для "частников" сократили с двух или трех до одной. Растут тарифы на парковку, причем для объемных внедорожников их увеличили в три раза. Не говоря о том, что под нож идут сами парковочные места. Город уже лишился 10 тысяч таких уличных стоянок, а по планам мэрии еще 10 тысяч исчезнут в ближайшие пару лет.

В муниципалитете все это объясняют заботой об экологии. Вот и сейчас заместитель мэра Патрик Блош прибег к идентичной аргументации, заявив о желании превратить Париж в "город-сад, где будет легко дышать". Правда, противники такой политики возражают: в Париже станет еще больше дорожных пробок, что может привести к полному транспортному коллапсу с удвоенным выбросом выхлопных газов в атмосферу.

Крайне критично настроены жители примыкающих к столице департаментов, а их там около 10 миллионов человек. Многие работают в Париже и добираются туда на своих машинах.

Эколог Плешкова призвала власти Перми не подстригать газоны в городах

Между тем, как показывает опыт, мало парижан принимает участие в голосовании. В нынешнем референдуме участие приняли всего 3,9 процента горожан, и две трети из них поддержали мэрию. Как здесь считают, на таком результате сказалось и то, что тема референдума была сформулирована явно ангажированным образом: "Вы за или против озеленения и превращения 500 улиц в пешеходные зоны?" Более того, и в этом также подсказка, в бюллетене графа с "Да" обозначена оптимистично голубым цветом, а та, где "Нет", - мрачно-черным.

Вопрос номер один теперь в том, кто будет расплачиваться за "улично-зеленый банкет"? Дело в том, что озеленение 500 улиц обойдется городу минимум в 125 миллионов евро (по 250 тысяч на каждую улицу). Таким образом, в бюджете Парижа, у которого задолженность исчисляется почти в девять миллиардов евро, появится еще одна дыра.

Италия, будучи страной с богатым историческим наследием и живописными городами, в последние годы активно развивает концепцию пешеходных зон и улиц, свободных от машин. Во многих городах существуют так называемые зоны ограниченного движения транспорта (ZTL). На этих участках, как правило, расположенных в исторических центрах, доступ автомобилей строго ограничен, а нарушителям грозят серьезные штрафы. Флоренция одной из первых внедрила эту систему. Центр города, включая площадь Синьории и окрестности Собора Санта-Мария-дель-Фьоре, полностью свободен от автомобилей. Это позволяет туристам и местным жителям наслаждаться архитектурой эпохи Возрождения без шума и загрязнения воздуха. В Риме исторический центр также в значительной степени является пешеходной зоной. Площадь Навона, Пантеон и прилегающие улочки закрыты для обычного транспорта, что создает особую атмосферу для прогулок среди древнеримских памятников. В Милане реализуют амбициозный план "Площади Открытые", превращая парковки и оживленные перекрестки в общественные пространства. Район Брера уже стал преимущественно пешеходным, с множеством кафе, галерей и бутиков. А Венеция - уникальный пример города, полностью свободного от автотранспорта по естественным причинам. Узкие улочки и многочисленные мосты делают Лагуну идеальным местом для пеших прогулок.

Москвичи проголосовали за парк на месте монорельса

По мнению экспертов, создание пешеходных зон оказывает благотворное воздействие на окружающую среду, сохраняет исторические памятники от вибрации и загрязнения, снижает уровень шума и загрязнения воздуха, создает более безопасную среду для детей и пожилых людей, а также привлекает туристов, предпочитающих неспешное знакомство с городами.

Но внедрение зон, свободных от транспорта, сталкивается с определенными трудностями. Как местные жители, так и представители бизнеса сталкиваются с проблей доступа к домам и доставки товаров. Итальянские города решают эту проблему, разрешая въезд в определенные часы для резидентов и служб доставки.

В Южной Корее крупные города постепенно делают все, чтобы предоставить пешеходам наиболее комфортную инфраструктуру, выдавить автомобили и подтолкнуть людей к использованию общественного транспорта, который очень активно развивается. Пожалуй, в каждом крупном мегаполисе Южной Кореи есть своя популярная пешеходная зона в центре города. В Сеуле, например, такой является популярная туристическая улица Инсадон, которая перекрывается для движения транспорта на выходные и праздники. Относительно недавно была перестроена огромная площадь Кванхвамун в самом центре столицы. Ее переделали так, чтобы стало больше пространства для пеших прогулок, сократив количество линий автомагистралей и перенаправив часть потока машин по другим направлениям. Несмотря на опасения, это не привело к существенному росту пробок.

В Аргентине в столице с 2020 года успешно действует и развивается проект, который позволил без радикальных мер найти баланс между пешеходами и автомобилистами. Министерство общественного пространства и городской гигиены Буэнос-Айреса создало сразу в 18 районах города "временные пешеходные зоны". В каждом из районов выделена как минимум одна улица, которая по пятницам, субботам, воскресеньям и праздничным дням полностью перекрывается для автотранспорта и становится пешеходной. В эти дни расположенные на ней рестораны и магазины имеют право выставить дополнительные столики и торговые ряды прямо на проезжую часть.

В Южной Америке популярен компромисс: оживленные шоссе перекрывают на выходные дни, превращая их в прогулочные зоны и веломаршруты

Подобное временное преобразование улиц направлено не только на создание более удобной среды для пешеходов, но и на содействие устойчивому развитию города. По данным городского правительства, с момента создания таких зон интенсивность движения автотранспорта в центральных районах сократилась на 20 процентов, что, в свою очередь, привело к заметному снижению загрязнения окружающей среды и увеличению использования велосипедов и других альтернативных видов транспорта. Кроме того, существенно увеличилась клиентура расположенных на этих улицах и в их окрестностях баров, ресторанов и магазинов.

В Бразилии урбанисты в последние годы проводят все более активную работу по популяризации переустройства городов, исходя именно из интересов пешеходов. Так, в рамках проекта "Полные улицы" были внесены соответствующие изменения в архитектурные карты 21 города южноамериканской страны. Помимо расширения тротуаров за счет проезжих частей и массовой установки уличного освещения власти отдельных штатов издают распоряжения о временном перекрытии основных дорог в выходные дни. К примеру, центральный проспект Сан-Паулу, плотно загруженный автомобилями с понедельника по пятницу - Авенида Паулиста, - по воскресным дням превращается в почти трехкилометровую прогулочную зону, на которой прекрасно "уживаются" пешеходы, бегуны и велосипедисты. Аналогичная ситуация наблюдается и в изначально спроектированном под нужды автомобилистов столичном Бразилиа.

Волонтерские программы по высадке лесов принимают добровольцев от 18 до 60 лет

Другим способом борьбы с засильем автомобилей является частичный запрет на въезд машин в бразильские города. К примеру, заехать в исторический центр популярного среди туристов городка Парати в штате Рио-де-Жанейро разрешено лишь транспорту местных жителей и экстренных служб.

В Тунисе балом пока правят автомобили, а инфраструктура для пешеходов не очень развита. За пределами центра столицы пешеходы вынуждены делить пространство с транспортом, что повышает риски аварий и затрудняет комфортные прогулки. Большинство тротуаров в старых районах городов узкие, находятся в плохом состоянии и часто прерываются деревьями, чьи корни деформируют покрытие, будто пытаясь поставить подножку прохожим.

Но в новых районах столицы и туристических зонах, таких как Хаммамет или Сусс, ситуация заметно лучше: здесь появляются широкие тротуары и благоустроенные пешеходные зоны, адаптированные для туристов.

А как у нас?

Власти Санкт-Петербурга считают, что создание пешеходных улиц поможет привлечь инвесторов к реконструкции зданий старого фонда. Согласно исследованию аналитиков, в Петербурге стоимость жилья на пешеходных улицах возрастает в 1,5-3 раза, при этом сокращается доля коммунальных квартир в зданиях. Удачным примером эксперты называют преобразование Андреевского бульвара на Васильевском острове. Эту зону обустроили для горожан еще в 2001 году. Стоимость квартир в обновленном микрорайоне увеличилась на десятки процентов.

Малый бизнес тоже с интересом присматривается к пешеходным улицам Северной столицы, поскольку высокая проходимость гарантирует стабильно высокий спрос. На таких локациях успешно открываются кафе, салоны красоты, брендовые магазины. Например, в 2016 году пешеходным стал примыкающий к зданию Главного штаба участок Большой морской улицы. Сейчас это место является магнитом для туристов. В зданиях расположились всевозможные интерактивные музеи, бары и рестораны, а в центре улицы регулярно размещаются выставки и арт-объекты, с которыми прохожие охотно фотографируются.

Есть в городе и негативные примеры. Ставшая еще в 2018 году пешеходной 1-я Советская улица, расположенная недалеко от Московского вокзала, до сих пор сталкивается с засильем машин. Помимо этого, на улице то и дело собираются сомнительные компании, периодически случаются потасовки, вокруг разбросан мусор, а летом на скамейках безмятежно спят бомжи.

В Новосибирске "постоянную" пешеходную улицу начнут обустраивать не ранее 2026 года, сообщил недавно горожанам мэр Максим Кудрявцев. И это будет все та же улица Ленина, которая переживает подобные эксперименты уже добрый десяток лет. Улица, кстати, не очень зеленая - за неимением естественной растительности сейчас тротуар на Ленина украшают пластмассовые елочки. Так или иначе, других претендентов на статус пешеходной улицы не нашлось. Дело за "малым" - разработать дизайн-проект будущего туристического центра и, собственно, превратить часть улицы в пешеходную зону.

Как утверждают городские власти, с таким поворотом событий согласны и новосибирцы, и эксперты, не прогнозирующие транспортного коллапса.

Другой вопрос, можно ли гордо назвать эти 200 метров пешеходной улицей? Есть сомнения, но Новосибирск готов довольствоваться и малым.

Подготовили: Ольга Гуго (Санкт-Петербург), Нина Рузанова (Новосибирск)

В Москве построят новый пешеходный мост через Яузу
Франция Италия Южная Корея Аргентина Бразилия Тунис Санкт-Петербург Новосибирск Экология