09.07.2025 18:54
Общество

С 1 сентября вводятся единые нормы времени на контрольные работы в школах

Текст:  Мария Агранович
С 1 сентября 2025 года Минпросвещения вводит единые нормы времени на выполнение контрольных и практических работ в школах. Это прописано в приказе ведомства № 704, в котором, кроме того, закреплены и другие изменения.
/ Екатерина Лызлова/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

"Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов обучения <…>, составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый)", - говорится в документе. Проверочные работы по предмету не должны занимать более 10% всего объема учебного времени, отведенного на этот конкретный предмет.

Также в приказе отмечено, что практическая работа - например, лабораторная или интерактивная, - которая проводится не для контроля, а для выработки практических навыков по предмету, может идти только в течение одного урока. То есть не более 45 минут.

"Единые нормы для контрольных и лабораторных работ, конечно, помогут педагогам эффективнее планировать учебный процесс, а родителям лучше понимать учебную нагрузку своих детей, - считает директор школы № 27 Ижевска Татьяна Брылякова. - В то же время нельзя не отметить и возможные сложности. Например, ограничение индивидуального темпа работы. Установленные временные рамки могут быть недостаточными для некоторых школьников, особенно для тех, кто работает медленнее или сталкивается с трудностями в обучении".

По мнению Брыляковой, не все учебные предметы и типы заданий одинаково подходят под стандартные временные рамки.

"РГ" выяснила у педагогов способы обучения стобалльников по ЕГЭ

"Например, сложные или творческие работы могут требовать больше времени для вдумчивого выполнения, - подчеркнула директор. - Коме того, дополнительное время может требоваться для учеников с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями".

Нельзя не учитывать и фактор стресса, предупреждает эксперт. Жесткие временные рамки могут привести к психологическому напряжению и тревожности у тех детей, кто склонен к волнению на контрольных работах.

"Считаю, что эти моменты важно учитывать, чтобы обеспечить поддержку всем категориям школьников", - добавила Татьяна Брылякова.

Ирина Самойлова, учитель основ религиозных культур и светской этики школы № 35 имени А.Г. Перелыгина в Орле, настроена решительно, но также видит нюансы в нововведении.

"С 1 сентября контрольные будут как поезда - по расписанию и без опозданий, - шутит учитель. - Минпросвещения решило упорядочить наш школьный марафон проверочных работ. Как человек, который эти контрольные и составляет, и проверяет, и потом еще неделю отходит от стресса, скажу: в целом - здраво. Однако, как всегда, есть нюансы. Но сначала о хорошем. Наконец-то четкий лимит - никаких "допишете на перемене" или "осталось пять минут, а у вас еще три задачи!" Дети вздохнут с облегчением, а мы перестанем чувствовать себя злыми надзирателями на экзамене в тюрьме строгого режима. Не больше 10% от уроков - отлично. Теперь не получится устроить "контрольную неделю" и завалить детей проверочными. Придется выбирать: либо две большие серьезные работы, либо несколько мини-тестов. В любом случае - больше времени на нормальное обучение, а не на бесконечное оценивание".

В Госдуме предложили запретить продажу вредных продуктов в школах

Еще один общий "плюс" - единые правила для всех. Раньше в одной школе контрольная могла идти 30 минут, в другой - полтора часа. Теперь везде одинаково - справедливо и понятно. Особенно, считает Ирина Самойлова, это обрадует родителей, которые вечно возмущались: "Почему у нас все так долго, а в соседней школе быстро?"

"Практика без перегрузки - тоже в плюс. Лабораторные и проекты теперь тоже под контролем - не больше одного урока. Значит, можно спокойно ставить опыты, не боясь, что они "съедят" всю четверть", - прокомментировала учитель.

Но все же, где подвох? Вот топ вопросов от учителя, ответов на которые пока не нашли:

1. А если не успели?

В классе всегда есть и торопыжки, и "черепашки", кто пишет, может, и верно, но очень медленно. Как быть, если половина уже сдала работы, а остальные только вникли в задание? Делить на варианты? Давать дополнительные минуты? Или строго по таймеру - "все, сдаем!"?

2. 10% - это сколько в реальности?

В математике, допустим, это 7-8 контрольных в год - нормально. А в русском? Диктанты, изложения, сочинения, тесты... Как уместить все в лимит? Не превратится ли это в "галочки" ради отчетности?

3. Сложные темы - в жесткие рамки?

Бывают темы, где двух уроков мало (та же геометрия или химия). Не получится ли, что дети будут делать только то, что успевают, а не то, что действительно важно?

4. А когда проверять?

Если все контрольные теперь строго по времени, то и сдавать их будут одновременно. Где взять часы на проверку? Особенно если в день несколько классов пишут. Не превратятся ли учителя в роботов-проверяющих?

"Новые правила - это шаг к порядку и снижению стресса для всех. Но важно, чтобы они не стали "смирительной рубашкой", - говорит Ирина Самойлова. - Главное - не просто вписаться в нормы, а делать так, чтобы дети действительно понимали материал. Если подход будет гибким, будет учитывать специфику предметов, это значительно улучшит учебный процесс. Главное - следить за балансом".

Образование Минпросвещения