16.07.2025 05:32
В мире

Почему дети с инвалидностью в Кыргызстане не могут полноценно учиться

Почему дети с инвалидностью в Кыргызстане не могут полноценно учиться
Текст:  Дария Соболева (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №155 (9694)
В редакцию "Российской газеты" пришли гости - депутат парламента КР Айсулуу Мамашова и матери детей с инвалидностью. В беседе с корреспондентами они рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются ежедневно, борясь с недугом близкого человека и создавая ему необходимые условия для полноценной жизни.
В Кыргызстане всего два процента детей с инвалидностью имеют доступ к школам и только один процент - к высшему образованию. / akchabar.kg
Читать на сайте RG.RU

Их сила воли и любовь творят чудеса. Эти женщины открывают специальные фонды поддержки, осваивают новые профессии и даже инициируют законы, направленные на обеспечение инклюзивности (интеграции в общество) "особенных" людей в республике.

В Кыргызстане возродили службу инклюзивного такси

Вопрос инклюзии в Кыргызстане является важным с точки зрения продвижения фундаментальных прав человека. Напомним, в 2019 году страна ратифицировала Конвенцию ООН "О правах инвалидов". КР взяла на себя обязательства по обеспечению последних доступной средой и инфраструктурой, их полному вовлечению в повседневную жизнь. Позже были приняты соответствующие законы и программа для реализации положений конвенции. Но, к сожалению, нерешенные вопросы все еще остаются.

Про школы и детсады

- Сегодня в Бишкеке есть большая проблема, - рассказывает Айсулуу Мамашова. - Из года в год численность населения города растет, но школ и детсадов в необходимом объеме, к сожалению, не строится. Поэтому мы не можем внедрить в образовательных организациях столицы инклюзию в полной мере.

По словам депутата, в стране есть специализированные детсады, но большинство ребят в них - нормотипичные (без патологий развития и проблем с интеллектом). Это происходит потому, что директора отказываются от приема детей с инвалидностью. Они понимают, что удовлетворить особые образовательные потребности не смогут.

- Я выступила с предложением о внедрении в минобразования новой рабочей единицы - замминистра, отвечающего только за решение инклюзивных вопросов. В скором времени мы будем пересматривать все нормативно-правовые акты, которые не дают детям возможности полноценно учиться, - объяснила Айсулуу Мамашова.

Она привела в пример детей с эпилепсией, которые сегодня вынуждены получать образование на дому. Потому что, согласно действующему положению, если у такого ребенка случается более одного-двух приступов в год, то он не должен обучаться в обычной школе.

Про пенсию и будущее

Естественно, находиться дома с ребенком приходится одному из родителей, который вынужден отказаться от профессиональной деятельности. Это "бьет" по бюджету семьи, ведь на реабилитацию и уход требуются огромные деньги.

Недавно в КР приняли закон о внедрении услуги "персонального ассистента". Инициатор нормативно-правового акта - Мария Небога - мама 17-летней девочки с тяжелой формой ДЦП. По ее словам, задумка заключалась в том, чтобы лицо, ухаживающее за ребенком с инвалидностью, получало за это оплату и стаж для будущей пенсии. Да, сумма небольшая, всего восемь тысяч сомов. Но эти деньги крайне важны.

В Кыргызстане разработали мобильное приложение для помощи людям с инвалидностью

У Марии два высших образования, но она вынуждена находиться с дочерью круглосуточно. По ее словам, если бы в республике были центры, где под присмотром профессионалов можно было бы оставить ребенка, зная, что за ним достойно ухаживают, то такие специалисты, как она, смогли бы работать, быть достойными налогоплательщиками и не сидеть на пособиях.

- Несмотря на скромную сумму, я считаю внедрение услуги "персональный ассистент" важным для будущего как родителей, так и детей. Ближе к пенсии мы оказываемся практически выброшенными за борт. Сейчас люди, ухаживающие за своими детьми, выходят на пенсию, и им начисляют всего 1500 сомов. Как прожить на эти деньги? - задается вопросом Мария.

Про образование

Айсулуу Айтимбетова - общественная помощница депутата Айсулуу Мамашовой по вопросам лиц с инвалидностью. Она мама мальчика с атипичным аутизмом. Сын никогда не посещал ни детский сад, ни школу. Ему поставили диагноз "легкая умственная отсталость", но при этом не прописали посещение коррекционного класса. В подобные классы или в спецшколы берут только до 10 лет. По ее словам, требуются огромные деньги, чтобы реабилитировать ребенка с инвалидностью и только от самих родителей зависит, какое будущее ждет их детей.

- У нас нет отдельных программ для спецшкол или коррекционных классов, есть только единый стандарт в образовании. Обучение длится восемь лет, и после окончания они не получают аттестата о среднем образовании. Это тоже ограничивает их дальнейшую судьбу, не дает права поступить, к примеру, в колледжи. По данным Института омбудсмена, у нас в стране всего два процента детей с инвалидностью имеют доступ к школам, и только один процент - к высшему образованию, - рассказывает Айсулуу Айтимбетова.

Про обеспечение жильем

Гуляна Мукашева коснулась проблемы обеспечения людей с инвалидностью жильем.

- Есть статья закона, говорящая о том, что матери-одиночки с детьми имеют право на обеспечение социальным жильем. К сожалению, оно в нашей стране уже не строится, хотя люди стоят в очереди не один десяток лет и надеются до сих пор. У нас есть только госипотека, но матери-одиночки с детьми-инвалидами на руках не могут полноценно участвовать в этой программе, потому что ежемесячно необходимо вносить определенную сумму, а все госпособие уходит на реабилитацию ребенка. Мы физически не можем осилить ипотеку. К тому же не у всех родственники постоянно готовы помогать, - объясняет она.

Про реабилитацию

Лира Айдыралиева - мама молодого человека с высокофункциональным аутизмом. Она врач-невролог, но ей пришлось освоить еще и специальность эрготерапевта (помогает людям с физическими, когнитивными, психологическими или социальными нарушениями достичь максимальной независимости в повседневной жизни и работе). Потому что в Кыргызстане их попросту нет.

- Моему сыну 25 лет, и я прошла очень сложный путь, - делится Лира. - Когда ему прописали программу индивидуальной реабилитации, оказалось, что в республике нужных специалистов, которые бы могли помочь, просто нет. Когда я начала вникать, то поняла, что у нас сама система реабилитации отсутствует. Есть только аппаратная физиотерапия, но это совершенно разные вещи.

Спортсмены из Кыргызстана выступили на международном турнире по теннису на колясках

Она глубоко убеждена, что нужно менять всю систему и первые шаги к этому, благодаря стараниям родителей, уже сделаны. "Начинается постепенное внедрение международных стандартов. Мы добились того, что через год будет запущено обучение первых бакалавров по эрго- и физиотерапии. Сейчас многим мамам приходится самостоятельно осваивать эту профессию. Потому как человек, далекий от понятий инвалидности и инклюзии, обучаться такой специальности не имеет желания", - подчеркивает Лира Айдыралиева.

По мнению родителей, необходимо не останавливаться на достигнутом и продолжать напоминать о проблемах лиц с инвалидностью депутатам и правительству. А Айсулуу Мамашова, в свою очередь, пообещала обсудить все наболевшие вопросы и предложения на ближайших заседаниях парламента.

Справка "РГ"

Термин "инклюзия" был введен в международный обиход в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями под эгидой ЮНЕСКО. На мероприятии провозгласили принцип инклюзивного образования - обучения детей с особенностями в обычных школах. Инклюзия касается разных сфер, например, бизнеса, когда создаются корпоративная культура и рабочая среда, обеспечивающие эффективность и комфорт для всех сотрудников, вне зависимости от их особенностей.

Кыргызстан