16.07.2025 08:07
Культура

В Ярославле издали продолжение "энциклопедии" о первом русском театре

Текст:  Элина Труханова
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №155 (9694)
К 275-летию основания первого русского общедоступного профессионального театра - ныне это Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова - в Ярославле из печати вышел второй том посвященной ему "энциклопедии". В основе книги - уникальные архивные документы, газетные публикации, экспонаты из музейных фондов.
Андрей Григорьев: Удивляюсь, что многие материалы, касающиеся истории театра, практически никто никогда не изучал. / Ирина Штольба
Читать на сайте RG.RU

Первая часть исторического исследования "Первый театр России: очерки истории театра в Ярославле, документы, воспоминания" вышла в 2020 году, и ее автор - известный театральный критик, историк театра Маргарита Ваняшова - сосредоточилась на временном промежутке с 1750 по 1900 год, поскольку почти трехвековую историю первого театра в один, даже толстый, богато иллюстрированный том втиснуть оказалось сложно. К сожалению, книга была опубликована уже после кончины Маргариты Георгиевны, а приступить ко второй части она не успела. Но эстафету подхватил журналист, писатель, заведующий литературной частью Волковского театра Андрей Григорьев.

В итоге, погрузившись в историю главной ярославской сцены XX-XXI веков, автор книги "Первый театр России: действующие лица и исполнители" обнаружил, что широкой публике об этом периоде жизни театра известно до обидного мало, а все, что раньше публиковалось, рассказывало о многих событиях вскользь или не рассказывало вовсе. Что и понятно, ведь книги были выпущены в 1960-1970-е годы. Между тем много интереснейших и почти не востребованных документов, оказывается, лежит сегодня в архивах, в частности - в партийных.

- Прекрасные источники - протоколы партийных собраний. Просто великолепные! В них подробно зафиксировано, кто что говорил, что и когда обсуждали. Этого нигде больше не найти, - рассказывает Андрей Григорьев. - В архивах вообще очень много всего. И я удивляюсь, что многие материалы, касающиеся истории театра, практически никто никогда не брал и не изучал.

К примеру, благодаря протоколам партсобраний удалось во всех подробностях узнать историю увольнения с работы одного из крупнейших провинциальных театральных режиссеров Ивана Ростовцева - худрука Волковского театра в 1934-1935 и 1942-1947 годах. Раньше об этом рассказывали примерно так: режиссер приехал из Архангельска, в Ярославле на него написали донос, случился скандал, и Ростовцев уехал. А оказалось, что человек едва не стал "врагом народа" только потому, что не успел вовремя и правильно политически сориентироваться за несколько дней после суда над Зиновьевым.

Первый русский всегда был средоточием не только культурной, но и политической жизни Ярославля

Дело было так. Горком поставил перед театром задачу к годовщине смерти Ленина и созывавшемуся по этому поводу пленуму городских партийных организаций представить на сцене что-то соответствующее моменту. На все творчество дали два дня. "И тут Иван Алексеевич Ростовцев вспомнил, что три года назад в Казани он ставил по аналогичному поводу литературный монтаж. Текст тогда готовился заранее, оценивался и утверждался где следует. Как человек аккуратный и предусмотрительный, сценарий этого монтажа Ростовцев в своих странствиях по России сберег и даже захватил с собой в Ярославль. Оставалось только раздать текст актерам, быстренько его выучить, отрепетировать и под подходящую музыку с нужным пафосом исполнить на соответствующим образом оформленной сцене", - повествует книга.

В Волковский театр привезли гербовую печать Екатерины II

Горком был счастлив, участники пленума и актеры - тоже, мероприятие прошло "с положенным воодушевлением", но сидевший в зале очень политически подкованный корреспондент ТАСС заметил, что в литмонтаже прозвучали куски из статьи Григория Зиновьева "Шесть дней, которых не забудет Россия". Ничего крамольного в этой статье, конечно, не было, а был один лишь нужный пафос, но крамольной была фамилия - за несколько дней до описанных событий Зиновьев за руководство "подпольной контрреволюционной группой" был осужден на 10 лет тюрьмы.

Ну и понеслось… Партийные функционеры обозвали произошедшее "троцкистско-зиновьевской вылазкой в Волковском театре", потребовали "проработать ошибки, организовать проверку, укрепить кадры…". Ростовцев с женой-актрисой из Ярославля оперативно уехали, а вот прозевавших такую идеологическую "бомбу" секретаря горкома ВКП(б) и завотделом пропаганды горкома в 1937-м расстреляли.

Однако история в стенах театра творилась не только бутафорская, но и вполне реальная. Первый русский вообще всегда был средоточием не только культурной, но и политической жизни Ярославля. В революционные годы здесь митинговали - и внутри, и снаружи, на площади. Причем так активно, что на заседании специально созданной в городе митинговой комиссии инженер Н. Ю. Лермонтов заявил, что "во время митингов театр страшно переполняется и возможна катастрофа". Поэтому публику решено было пускать только по билетам - по числу мест. Билеты выдавались в кассе перед началом мероприятий бесплатно. В здании театра проходили заседания Крестьянского съезда, а в 1922 году здесь состоялся открытый судебный процесс над одним из руководителей ярославского антибольшевистского восстания 1918 года полковником А. П. Перхуровым.

В основе книги - уникальные архивные документы, газетные публикации, экспонаты из музейных фондов. / Ирина Штольба

Несмотря на все эти непрофильные занятия, свою основную задачу театр, разумеется, выполнял тоже. Хотя и с разным успехом в разные годы. Было время (постреволюционное), когда в списке запрещенных к постановке числились до 500 пьес, и чеховские в том числе, но даже в таких драконовских условиях актеры и режиссеры проявляли и талант, и любовь к своему делу и зрителям. Одной из триумфальных для театра стала, например, постановка пьесы Алексея Толстого "Петр I" в 1939 году с Сергеем Ромодановым в главной роли. В памяти народной постановка сохранилась еще и потому, что ее помогал ставить сам автор, который потом приезжал на премьеру. Трясся по ярославским ухабам, из-за чего опоздал и переживал, поприветствовал зрителей, вызвав их восторг, весь спектакль сидел в партере, а потом давал актерам ценные указания, чтобы доработать "сырые места". Но в целом остался доволен глубокой и большой работой Театра имени Федора Волкова.

Мнение

Михаил Нянковский, директор книжного издательства "Академия 76":

- Работа, которую провел Андрей Григорьев, - это что-то невероятное. Он сумел найти такое количество документальных источников - архивных документов, газетных публикаций, журнальных рецензий, - что один только набранный мелким шрифтом перечень ссылок на источники в этой книге занял девять страниц. Причем он не только нашел источники, но и сумел их превратить в увлекательнейший рассказ.

Цифры

В книге 728 страниц и 780 иллюстраций, 80 из которых предоставил Бахрушинский театральный музей. Еще примерно столько же поступило из Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Остальные иллюстрации найдены в фондах ярославских архивов и музеев, в том числе в музее Волковского театра.

Драматический театр Ярославль