На прощание с мастером также приехали Константин Эрнст, режиссер Валерия Гай Германика.
Александр Митта был из тех, кто действительно воспитал не одно поколение кинорежиссеров. Сколько через его киношколу прошло учеников? Сотни? Тысяча? И многие из них добились успеха, их фильмы формируют язык нового отечественного кино.
Таких, как Митта, принято называть мечтателями, непокорными и дерзкими. Ему был подвластен любой жанр, за который он брался: оттепельная мелодрама, фильм-катастрофа, киносказка… И вокруг себя Александр Наумович умел собирать таких же мечтателей, которые ценили в нем не только профессионала, но и яркую харизматичную личность.
Геннадий Иванов, директор киношколы имени Александра Наумовича Митты, работал с режиссером 20 лет. Быть рядом с этим человеком, общаться с ним, наблюдать, как он ведет занятия и снимает кино, стало огромным счастьем, сказал он. Иванов вспоминал о любви режиссера к своей жене Лилии Майоровой:
"Они были неразлучны. Он всегда говорил: "Лилечка, Лилечка…". Как только у нее начинались проблемы со здоровьем, он бросал занятия в киношколе и спешил к ней. Она была очень открытым человеком, помогала мне, когда заболел мой отец. Когда ее не стало, для Александра Наумовича было потеряно все. Он перестал преподавать - только просматривал и давал замечания по сценариям и фильмам выпускников".
В Москве прощаются с режиссером Александром МиттойЕвгений Герасимов, худрук Театра Сатиры, вспоминал, как снимался у Митты в фильме "Точка, точка, запятая". Общение с режиссером он сравнил со сказкой.
Зоя Кудря, драматург и соавтор Александра Митты, вспоминала режиссера как своего большого друга. Она не стала говорить о "влиянии на отечественный кинематограф" Митты, просто рассказывала, что работать с Александром Наумовичем для нее было счастьем.
Особенно тронул зрителей поступок Татьяны Тарасовой - тренера, чье имя стало символом эпохи в ледовом спорте. Прикованная к инвалидной коляске из-за проблем с позвоночником, легендарная наставница фигуристов поднялась с кресла, чтобы попрощаться с режиссером.
Проводили легендарного режиссера в последний путь также Алексей Агранович и Михаил Горевой. Горевой посоветовал молодым кинематографистам учиться по учебникам Митты. Агранович признался, что фильмы Александра Наумовича, вероятно, подтолкнули и его самого к профессии актера. Он также с сожалением отметил, что режиссер был одним из последних хранителей культурного кода отечественного кино.
Евгений Митта, единственный сын режиссера, вспоминал Александра Наумовича как замечательного отца:
"Это была невероятная удача - родиться в такой семье, как наша! Мне в детстве казалось, что это нормально, когда у тебя дома сидит и играет на гитаре Владимир Высоцкий, а на кухне что-то готовит Галина Волчек. Высоцкий мог посадить меня на колени и моим пальцем зажав струну, начать играть одну из своих песен. И только уже позже я понял, как же мне повезло".
На прощании Евгений Митта не сдерживал слез.
Гарик Сукачев вспоминал, как во время показа второй серии "Границы. Таежного романа" он позвонил Александру Митте с шутливым возмущением: мол, что же за кино снял Митта, что все сидят у телевизоров, а на его концерт никто не пришел.
"Я просто люблю Александра Наумовича, - призналась актриса Елена Коренева, сыгравшая Нонну из легендарного "Экипажа". - Люблю и бесконечно ценю".
Актриса также сказала, что среди своего поколения Митта оставался удивительно молодым душой. Александра Митта был современным до кончиков пальцев: жадно хватал все новое, экспериментировал, осваивал и тут же делился этим со своими товарищами. В нем не было ни капли предвзятости - друзья запомнили его как открытого и искреннего мастера. Как мощного режиссера и отличного драматурга, но прежде всего - человека с нестареющим сердцем.