22.07.2025 12:44
Экономика

ВЦИОМ: Предприниматели учатся находить "точки соприкосновения" с конкурентами

Текст:  Анна Спицына
86 процентов молодых предпринимателей в России заявляют о необходимости добрых отношений с бизнес-партнерами. Такие данные приводит ВЦИОМ.
Читать на сайте RG.RU

А вот в отношении конкурентов тональность меняется. 40 процентов заявляют, что в бизнесе "каждый сам за себя". И если платежеспособный спрос снижается, предприниматели обычно не испытывают сантиментов к соперникам.

В России появится новый вид льготных кредитов для малого бизнеса

Правда, с возрастом предприниматели становятся терпимее. Если среди тех, кому 18-24, 53 процента утверждают, что в конкурентной борьбе хороши любые средства, то среди тех, кто постарше (31-35 лет) - таковых 37%. С возрастом растет и осознание необходимости не уклоняться от обязательств перед партнерами.

Молодые предприниматели в целом ориентированы на клиентов. Пословица "не обманешь - не продашь" у них не в чести, только каждый десятый соглашается с ней. И клиентоориентированность сегодня часто становится одним из условий выживания бизнеса, особенно в условиях высокой конкуренции и снижения покупательского спроса.

Выявленная социологами закономерность - по мере накопления социального опыта предприниматель начинает больше ценить интересы клиентов и партнеров, а также находить "точки соприкосновения" с конкурентами.

"Наименее безоблачной выглядит ситуация с отношениями малого бизнеса и государства", - отмечает эксперт ВЦИОМ Алексей Алмаматов.

Но вообще отношение к государству поляризовано. 39 процентов предпринимателей согласны с тем, что государство - надежный партнер и заказчик, и следует чаще брать госзаказы и включаться в госпартнерство. Но 44 процента с этим не согласны.

Бизнес Социология АЦ ВЦИОМ