В этом году известный артист и заслуженный деятель искусств Республики Беларусь впервые попробовал себя в новой и очень непростой роли - возглавил жюри детского вокального конкурса Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". Мы поговорили с Евгением о конкурсной кухне, подводных камнях подготовки и о том, что все-таки важнее для исполнителя: природное дарование или мастерство педагога по вокалу.
Женя, поделись впечатлениями о юных конкурсантах "Славянского базара". Помню, в Витебске ты сказал, что эти дети - будущее европейской музыки…
Евгений Олейник: Практически во всех государствах отбор представителя на "Славянский базар" происходит путем национального конкурса. То есть мы имеем дело с лучшими в своих странах вокалистами. И даже просто с точки зрения теории вероятности какие-то из этих ребят через 10, 15, 20 лет станут мегапопулярными звездами. Именно поэтому я всячески пытался в своей работе подчеркнуть, что награды наградами, а в первую очередь они должны между собой сдружиться и создать такой неформальный клуб участников детского конкурса "Витебск-2025", чтобы впоследствии у них были возможности сотрудничества, творческой коллаборации. И процесс, как мне кажется, запущен.
Жюри у нас было очень разнородное, география - практически со всего мира, выставление оценок велось в прямом эфире, что полностью убирает возможность каких-то манипуляций. Каждый член жюри сам решал, как выставлять баллы, какими критериями руководствоваться.
Единственно, есть такая традиция на "Славянском базаре": на детском конкурсе не ставят оценки ниже определенной границы. Мы договорились, что не будем выставлять участникам ниже семи баллов.
Чтобы не травмировать детей низкими оценками?
Евгений Олейник: Да, есть определенные морально-этические нормы, и, допустим, единица от какого-нибудь вредного члена жюри могла бы подорвать веру в себя юного артиста, какой бы он ни был классный. Но при этом оценивали мы конкурсантов без скидок, исключительно по артистическому и вокальному мастерству. Все члены жюри - профессиональные вокалисты или продюсеры. И не было такого, чтобы кто-то рассуждал: ой, эта девочка такая миленькая, давайте мы ей балл поднимем.
Готов ли ты в будущем повторить этот опыт судейства?
Евгений Олейник: С огромным удовольствием. Опыт нынешнего года считаю бесценным, потому что ситуация была непростая: два топовых юных артиста, белоруска Амалия Сухан и представитель Казахстана Мирас Нагашибай набрали одинаковое количество баллов. Председатель жюри имеет возможность свой дополнительный балл отдать понравившемуся конкурсанту, но я не стал этого делать. Сразу же после второго конкурсного дня собрал всех членов жюри и настоял на тайном общем голосовании. Взяли карточки и каждый написал на своей либо "Б" - Беларусь, либо "К" - Казахстан. Тут же пересчитали, результат 5:2 в пользу Амалии Сухан, таким образом и была зафиксирована ее победа. Поэтому опыт в решении такой сложной ситуации я получил и стрессовый, и полезный.
Как ты оцениваешь представителя России Заура Барагунова, получившего вторую премию?
Евгений Олейник: Заур, конечно, мальчик необыкновенный. Есть желание помочь парню в продвижении его творчества. Пока не знаю, сложится или нет, но очень хочется, чтобы все получилось. Заур был одним из двух ребят, которые в первый день, когда исполняли саундтреки из музыкальных фильмов и мультфильмов, спели песню на своем родном русском языке - он выбрал композицию из фильма "Мэри Поппинс, до свидания!". Вообще надо сказать, что эта фишка - возвращение к детскости - была свойственна нынешнему вокальному конкурсу "Славянского базара": и то, что договорились не ставить оценки ниже определенного уровня, и то, что организаторы настояли на исполнении в первый день песен из мультиков. Потому что, на мой взгляд, странно, когда дети поют песни не по возрасту - мол, ты меня не любишь, я тебя ревную, ты от меня ушла и тому подобные вещи. Детский конкурс должен оставаться детским, нельзя отнимать у ребят возможность побыть детьми.
А что, на твой взгляд, важнее для вокалиста, в том числе юного: природные данные или школа?
Евгений Олейник: В том возрасте, когда дети занимаются кто два, кто три, кто четыре года, сложно определить. Есть ребята с очень яркой природой. Но при этом, не развивая ее, они через полгода-год начинают уступать детям, которые учатся у профессиональных педагогов. Если взрослые артисты могут на своей природе выехать (уже позволяет и опыт, и интеллект как-то скрасить то, что не получается, и добавить то, что удается), то дети не контролируют этот процесс. Поэтому, наверное, в детстве важнее педагог, чем природа. Но дети и с природными данными, и с хорошим педагогом, конечно, будут на порядок выше остальных.
Насколько успех конкурсанта (неважно, детский конкурс или взрослый) зависит от выбора песни? И в чем важность правильного подбора репертуара для исполнителя?
Евгений Олейник: Для конкурса подбор репертуара - это вообще ключевой момент, если мы говорим о равных по силе исполнителях. Собственно, прошедший "Славянский базар" это и доказал. Выбор песни Амалией Сухан в первый день по 100-балльной системе можно оценить где-то на 80% успеха, а выбор второго дня - ремейк "Песни о далекой родине" из кинофильма "Семнадцать мгновений весны" - можно было бы оценить на 110%. Это было заметно по залу, это было видно по членам жюри и по оценкам. Но если говорить чисто технически, то, во-первых, в конкурсной песне не должно быть длинного инструментального вступления - это неуважение к зрителям и к жюри, которые собрались, чтобы послушать голос. Второй момент - конечно, нужно проверять выбранную композицию на фокус-группах. Причем следует быть искренним с самим собой. Если произведение фокус-группу не проходит, надо честно признать, что его требуется поменять.
Вопрос уже не как к члену жюри, а как к композитору. Поют ли твои песни российские артисты? И бывает ли группа AURA (ваш семейный и творческий тандем с певицей Юлией Быковой, она ведь и твой соавтор в написании песен) на гастролях или фестивалях в России?
Евгений Олейник: Связи с Россией у нас плотные, но хочется, чтобы они стали еще плотнее. Наши композиции стали популярными в исполнении народной артистки Надежды Бабкиной - так, песня "Тень, тень", написанная еще в 2008 году, одна из главных в репертуаре Надежды Георгиевны. С выступлениями в России группа AURA, конечно, бывает. В прошлом году вместе с ансамблем "Сябры" провели два концерта в концертном зале "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, осенью выступали на фестивале "Солдатский конверт" в Ставрополе. Приглашал нас на свое телевизионное шоу и Андрей Малахов. В России много собственных артистов, большая конкуренция и входной порог весьма высок: тут играет роль и раскрученность в интернете, и присутствие на российском телевидении, и интерес слушателей. За российского слушателя нужно бороться.