Рождение легенды
Леня был смышленым мальчишкой. Уверен, если бы его отдали в кружок юных техников, то из него получился бы второй Королев или, на худой конец, Маск. Но папа служил на консервном заводе бухгалтером, и технические завихрения сына на дух не переносил. А тот не унимался. Построил гусеничный мини-трактор для прополки огорода. На мопедной тяге. Папа был в бешенстве, потому что пострадал его любимый мопед. Потом Леня, собрав остатки трактора, построил маленькую лесопилку. Поступил в Торфяной техникум. Потом работа диспетчером на Ярославской железной дороге. Там он тоже что-то совершенствовал.
Леонид вернулся в родную Лебедянь. Поступил заливщиком в чугунолитейный цех машзавода под неодобрительные взгляды папы. Стал рационализатором. Его фото висело на доске почета. Фамилия Мулярчик зазвучала. В свободное время строил моторные лодки. Рядом ведь Дон! А потом решился и соорудил самоходную двухпалубную прогулочную баржу. Это было уже на грани развала СССР.
Лебедянский метрострой
В каждом советском городе были свои Черемушки. Типовые панельные дома возводились не только в Москве. В Лебедяни они тоже были. Три белоснежные панельки. А вокруг - частный сектор. Слева течет Дон. Справа - Савкина гора. А впереди тот самый Лебедянский консервный завод. За ним вокзал с поездами на Липецк и саму Москву. В распутицу автобусы не ходили. Да и объезжать гиганта консервной промышленности времени уходило ой-ей! С чемоданами по буеракам тоже удовольствие так себе. И у маленького гиганта лебедянской мысли родилась идея: мы пойдем другим путем. Подземным.
Леонид Владимирович стал рыть. Прямо из своего гаража. Направление на Лебедянский вокзал. Высокий берег Дона был песчаным. Поэтому обходился лопатой и киркой. Потом соорудил самодельный проходческий щит. Два на два метра. Подвел электричество. Насосы для откачки грунтовых вод. Ходил в районную библиотеку, чтобы черпать знания. Но главное - он заразил своей идеей местных жителей! В 1989-м зарегистрировал кооператив "Радость". 166 жителей Черемушек вступили в него. Леонид убеждал:
- Мы откроем новый путь в будущее Лебедяни! Сядем в вагон метро, и уже через две минуты - на вокзале, вместо часа ожидания автобуса!
В муниципальный транспорт жители Лебедяни не верили. Короче, скинулись. Мулярчик рыл. А толку все не было. Кооператив распался.
Свет в конце тоннеля
Местные жители, под которыми проходила рекордная ветка лебедянского метро, всполошились. Глубина залегания всего два метра. Подвалы с солениями провалятся! Вызвали специалистов. Те сказали, что этот чудак ставит бетонные тюбинги. Он, конечно, сумасшедший, но опасности не представляет.
Мулярчик на всю свою пенсию покупал цемент. Мешал его с гравием и укреплял стены своего "метро". Родственники готовы были его убить. Ну зачем тратить такие ресурсы на всякую фигню? Компьютер бы купил внучке. А он брал внучку в свои чертоги и рассказывал, как совсем скоро здесь пойдут поезда.
Он проложил рельсы. Вагонетку купил за бутылку водки у кирпичного завода. Там на ней возили кирпичи в печь. Да и рельсы там наверняка позаимствовал. Пенсии не хватало. Тогда он продал свою прогулочную баржу. И опять пошел под землю. Проводил экскурсии для школьников и туристов. Но час славы для него пробил, когда приехала в лебедянское метро съемочная группа "Взгляда". Была такая суперпопулярная программа. А как же! Пенсионер роет свое метро! Он даже воспрял. И принялся копать с новыми силами.
Засада
Лебедянь красивая. Жарко. Все купаются в Дону. На левом берегу гигант сокопроизводства. Работа есть. Кофейни на каждом шагу. И монастыри. Валерий Акимов - мой проводник. Он и журналист, и краевед. Ведет меня ко входу в лебедянского метро.
- Вы уж приготовьтесь, что будут засады...
Засады были. Шли по колючим веткам. Зарослям, которые словно специально нарубили. Ржавая дверь. Цепь и замок. Все так заржавело, что нужна карбидная горелка. Но ее не было. Поднялись наверх. Я постучался в дверь Мулярчиков. Меня предупреждали, что журналистов здесь не жалуют. Вышла внучка Мария. В майке на босу ногу. За спиной изводилась лаем мелкая собачка. И сказала твердо:
- Хватит уже. Дед помер в 2011-м. Картошку я храню в своем погребе, а не в метро, как многие пишут.
Как в гробу
Валерий Акимов, пожалуй, единственный человек, кто ходил по лебедянскому метро. Привел ребят из своего класса. Мулярчик был в восторге.
- Там сначала все забетонировано. Свет горит, - говорит Валерий. - Потом рельсы. Как для вагонетки. Потом идем и все ниже, ниже. Пригибаемся. Тишина как в гробу. Фонарики включили. Интересно для моих учеников. А я думаю: пора обратно. Двести метров мы не прошли. Метров 150. Ну страшно стало. Какое тут метро?
Метро - это когда от точки А до точки Б. От Черемушек до вокзала. А кто разрешил бы Мулярчику выходить на поверхность возле железнодорожных путей? Да еще под консервным заводом? Тут еще один момент: пассажирские поезда перестали останавливаться на станции Лебедянь.
Но Мулярчик рыл. Пока не помер. Похоронили скромно, рядом с отцом, главным бухгалтером консервного завода. Нет на надгробии слов, что здесь лежит человек, пытавшийся попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Слова скажем такие: он попытался. А родственники пусть крутят пальцем у виска.
...Открыл "Лебедянские вести". Удивительная подборка о местных Кулибиных авторства Валерия Акимова. Кинокамера "Конвас" была изобретена лебедянцами братьями Константиновыми. Да и знаменитая байдарка родом отсюда. И тут же очерк о Леониде Мулярчике. Помнят. Чтут его лебедянцы. Я тоже хочу сказать пару слов. Чудаками земля наша полнится. И богата ими. В этом - сила!