Профессор Куприянов на самом деле стал явлением для научной и культурной жизни не только сибирских регионов, но и даже стран. А больше всего повезло Кузбассу, где таланты и знания этого удивительного человека реализовались в полной мере. Уроженец города Новосибирска, выпускник Новосибирского педагогического института, Андрей Куприянов начинал свой путь в большую науку с Института почвоведения и агрохимии СО РАН. Еще во время учебы он пришел в лабораторию агрохимии к доктору биологических наук Израилю Куперману, который стал первым научным руководителем молодого специалиста и преподал ему азы построения научного опыта, проведения лабораторного эксперимента и обработки результатов.
В 1975-м Андрей Куприянов переехал в Караганду. Устроился старшим лаборантом в лабораторию природной флоры Карагандинского ботанического сада Академии наук КазССР, где в тот момент не было специалиста по интродукции растений. Вот так сама судьба заставила его заняться благородной наукой введения дикорастущей природной флоры в культуру и хозяйственный оборот. Через полвека талантливый ученый станет ее главным защитником от новых парадигм и невежества, вызванного слепым подражанием иностранным идеям.
Большую помощь и поддержку начинающему интродуктору оказал Юрий Котухов, который работал в Алтайском ботаническом саду в городе Лениногорске, ныне Риддере. Вместе они провели множество экспедиций по горам, степям и пустыням, собрав массу растений для коллекций Карагандинского ботсада и Гербария.
По совету своего опытного друга Андрей Николаевич взялся за изучение интересной группы казахстанских растений - род Artemisia (полынь). И сразу разобрался в систематике двух схожих видов Artemisia glabella и Artemisia obtusiloba. Для первой, полыни гладкой, Куприянов дал четкие морфологические признаки, подтвердил свои выводы биохимическим анализом вторичных метаболитов. Химические соединения - лактоны, - содержащиеся в этом растении, показали высокую активность против рака. Это позволило будущему академику и директору НПЦ "Фитохимия" Сергазы Адекенову, который проводил биохимический скрининг казахстанских растений из семейства Астровых (Asteraceae), запустить производство очень нужного лекарственного препарата.
Другая важная научно-практическая задача, за которую взялся Куприянов, - восстановление нарушенных земель на шахтах и разрезах Караганды и Экибастуза. С огромным энтузиазмом он создает на Федоровском отвале вскрыши первый экспериментальный полигон по изучению зарастания и биологии интродуцированных растений. Кропотливая и сложная работа принесла плоды - были разработаны новые технологии биологической рекультивации в условиях полупустыни, которые до сих пор используются на отвалах Карагандинского угольного бассейна. По этой теме Андрей Куприянов в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию, а через десять лет и докторскую.
Развал Советского Союза вынудил активного ученого оставить любимую работу. В 1994 году, переехав с семьей в Барнаул, он устроился на должность профессора кафедры ботаники в Алтайском госуниверситете. Вуз тогда переживал период бурного расцвета ботанических исследований, и молодой профессор не остался в стороне. С 1995-го по 1999 год Куприяновым было описано двенадцать новых для науки видов и подвидов полыни, а также один вид из рода Achillea (тысячелистник).
Работа в Барнауле принесла ему славу организатора научных экспедиций, идеолога краевого экологического движения "Начни с дома своего" и куратора Гербария Алтайского госуниверситета. Он стал учредителем нового научного журнала "Ботанические исследования Сибири и Казахстана", научным редактором первой Красной книги Алтайского края. И еще Куприянов раскрылся как писатель - популяризатор ботанической науки. Его сборник рассказов "Что растет во дворе" и экологические сказки для детей полюбились многим. Местный краеведческий музей получил дополнительные материалы по естественной истории края, а журналисты - великолепного собеседника, кладезь интереснейших фактов о растительном мире и его исследователях.
Работа в Алтайском госуниверситете была интересной, но Куприянова тянуло к интродукции. И когда в 2001 году от председателя президиума Кемеровского научного центра СО РАН, члена-корреспондента РАН Геннадия Грицко поступило предложение возглавить Кузбасский ботанический сад, он согласился не раздумывая. Тем более с этой же просьбой к нему обратился тогдашний директор ботсада Леонид Баранник, с которым они были давно знакомы по "рекультивационным" делам.
Территория ботсада, расположенного в Ленинском районе Кемерова, тогда была в запустении, зарастала бурьяном. Но лиха беда начало. Чтобы дать импульс к развитию, Андрей Куприянов написал письмо губернатору, предложив провести акцию "Посади лес для потомков". И весной 2002 года биологи вместе с представителями предприятий области высадили первые полторы тысячи деревьев - более двадцати видов флоры Западной Сибири. Всем, кто не понимал, для чего это нужно, Куприянов терпеливо разъяснял. А в одном из интервью заявил со свойственной ему прямолинейностью: "Я ведь давно занимаюсь ботаническими садами… И все равно будет так, как я знаю, а не так, как кто-то предполагает".
Возглавив ботсад, Куприянов подготовил долгосрочный план работы для молодого научного коллектива. Определил четыре главных направления - изучение флоры Кемеровской области, создание ботанических коллекций, исследование самозарастания отвалов Кузбасса и разработка новых технологий рекультивации, а также сохранение флористического разнообразия. Но была у профессора еще одна задача - изучение флоры Казахского мелкосопочника, которую он любил, ценил и которой придавал первостепенное значение. Это стало для него не просто мечтой, но и делом принципа.
Из очередной поездки в Риддер Куприянов вернулся озабоченный: в Казахстан ринулись европейские ботаники, а с их подготовкой, оборудованием и финансовыми возможностями они вмиг изучат степи, которым он отдал двадцать лет научной работы. Требовалось непременно сохранить приоритет на этой обширной территории за русской наукой. В 2006 году Андрей Куприянов снаряжает первую экспедицию Кузбасского ботанического сада в Бектау-Ата - отдаленное гранитовое урочище недалеко от озера Балхаш.
И с тех пор каждый сезон в течение пятнадцати лет в Центральный Казахстан отправлялись небольшие, но цепкие отряды ботаников во главе с "мырзой" Андеем Куприяновым. Маршруты пролегали через красивейшие горы Джасыбай, Кызыларай, Каркаралинские, Ерментау, Улутау, Кент, Арганаты, Каратау. Приходилось выживать и в пустыне Бетпак-Дала. И в результате грядущему поколению казахстанских ботаников досталось завидное книжное наследие - два наглядных определителя по флоре Каркаралинского и Баянаульского нацпарков, книги по флоре Бурабая, Улутау, Баралдайтау и, наконец, четырехсотстраничный научный труд "Конспект флоры Казахского мелкосопочника". Так что еще целый век ботаникам здесь будет делать нечего.
В 2021 году исполнилось тридцать лет Кузбасскому ботаническому саду и двадцать - научной деятельности организации. За эти годы защищено одиннадцать кандидатских и три докторских диссертации. Создан гербарий на шестьдесят тысяч листов, сформированы научные коллекции 1 630 видов живых растений. На 175 видов сосудистых растений увеличен список флоры Кемеровской области, а также дополнительно описано восемь новых видов Сибири и Казахстана. Вышли в свет два издания Красной книги Кузбасса, знаковые монографии "Черная книга флоры Сибири" и "Интродукция растений природной флоры Сибири". Помимо двух монографий о растительном покрове техногенных ландшафтов, выпущена целая серия методических рекомендаций по восстановлению экосистем на отвалах.
Так, ученые провели исследования и выделили в Кузбассе более двадцати ключевых ботанических территорий, на основе которых была создана новая региональная система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В нее вошли степные участки Кузнецкой котловины - хранилища генетического материала для восстановления нарушенных земель. Впервые в России разработаны природоподобные технологии реконструкции растительного покрова, который существовал до начала промышленного освоения районов.
Профессору Куприянову - 75. Где сейчас неутомимый исследователь Сибири и Казах-стана, создатель трех Гербариев и двух Ботанических садов, великолепный писатель и рассказчик? Да как обычно, в горах верхом на лошади, сплавляется по рекам и протокам в лодке или мчится по проселкам на пыльном уазике. А еще работает на научных конференциях, экополигонах, мониторинговых площадках, в ботаническом саду или за компьютером. И пишет, пишет, пишет…
Если бы можно было выбирать академиков всенародным голосованием, Андрей Николаевич Куприянов давно бы уже им стал. Но и без высоких званий он пользуется всеобщей любовью и уважением. Он - дорогой гость во многих научных и образовательных организациях. Так пожелаем профессору неувядающего здоровья и всегда творческого настроения, новых научных открытий и книг!
Акцент
Профессор Куприянов на самом деле стал явлением для научной и культурной жизни не только сибирских регионов, но даже стран. А больше всего повезло Кузбассу, где таланты и знания этого удивительного человека реализовались в полной мере.