Как выяснилось, до 40 процентов ребят начинают подрабатывать еще во время учебы, но лишь 11 процентов - в стройкомплексе, остальные заняты в сфере услуг, общепите, продажах. Кстати, на Урале число трудоустроенных в профильной отрасли на два процента выше, чем в среднем по стране. Опрос также показал, что учащиеся колледжей раньше и в большем объеме готовы совмещать теорию с получением реального опыта, чем студенты вузов. При этом более половины опрошенных уверены или надеются после получения диплома найти вакансию по специальности, тогда как около трети четких очертаний своей карьеры пока не видят.
Существенное влияние на выбор молодежи оказывает производственная практика: почти каждому третьему найти место для ее прохождения помогали преподаватели, каждому пятому - родственники, каждому десятому - друзья или однокурсники. Лишь в семи процентах случаев активность проявляли работодатели, а 12 процентам студентов пришлось вести поиски самостоятельно.
- Многие участники рынка рассуждают так: "Ну когда мне заниматься практикантами? Это гири на ногах, им нужны наставники, особое внимание", - рассуждает директор по развитию - руководитель проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова. - Но если сегодня вы потратите время на то, чтобы погрузить ребят в корпоративную культуру, показать им, что они будут нужны завтра, вероятность их возвращения на предприятие после получения диплома повышается.
Когда учащимся предложили оценить, какие факторы наиболее важны для них при трудоустройстве, выяснилось, что значение имеет все: и уровень зарплат, и соцпакет, и гранты на повышение квалификации, и возможность новичкам сразу включиться в проекты. Опрошенные из УрФО подчеркнули, что при принятии решения опираются на мнение членов семьи, друзей и педагогов (в порядке убывания "веса" советчика), а вот влияние блогеров и соцсетей минимально.
В основном молодые люди склонны видеть себя в будущем в роли управленцев или владельцев компаний. На должности наемного сотрудника они предпочитают некий промежуточный вариант между командным и индивидуальным функционалом.
- Радует, что студенты осознают: техническая грамотность молодого специалиста приоритетна для работодателя, нужно уметь читать чертежи, владеть цифровыми технологиями. Помимо профессиональных навыков играют роль социальные: целеустремленность, стремление к саморазвитию, коммуникации, адаптивность, - перечисляет Елена Парикова.
Подавляющее число респондентов оценивает уровень взаимодействия застройщиков и производителей стройматериалов с учебными заведениями достаточно высоко, хотя многим предпринимателям не ясен механизм целевых договоров, поэтому они не спешат их заключать. В рамках консорциума эксперты готовы консультировать бизнес по этой теме бесплатно.
- Исследование показало, что для привлечения молодежи в отрасль необходимо обеспечить достойные стартовые зарплаты и социальные гарантии, развивать программы стажировок с реальными проектами, усилить профориентацию через семью и систему образования, при подготовке кадров поддерживать баланс между управленческими и техническими ролями, - резюмируют в отраслевом объединении.
Консорциум СПО в сфере строительства создан в 2023 году, сегодня в него входят восемь учебных заведений из УрФО. На базе некоторых из них сформированы образовательные кластеры в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Так, одним из первых был создан кластер "Строитель Южного Урала", опорными участниками которого выступили Союз строительных компаний Урала и Сибири и Южно-Уральский государственный технический колледж. На базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства в Екатеринбурге объединились шесть индустриальных партнеров и десять образовательных организаций. Активно взаимодействуют с НОСТРОЙ Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства и Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства.