Результаты исследования, опубликованные в журнале Archaeometry, полностью переворачивают представления о происхождении льняного полотна, на котором, по мнению католической церкви и верующих, отпечатался лик и тело распятого Христа.
Бразильский исследователь Сисеро Мораес пришел к выводу, что изображение на плащанице не могло образоваться от контакта с реальным человеческим телом. Прибегнув к программам для 3D-моделирования (MakeHuman и Blender), Мораес создал две цифровые симуляции. В первом случае он обернул виртуальной тканью точную трехмерную модель человеческого тела. Во втором - тканью накрыли барельеф, то есть неглубокое, почти плоское скульптурное изображение человека. Результаты оказались более чем неожиданными: только второй вариант дает изображение, максимально похожее на то, что мы видим на Туринской плащанице.
"Контактный рисунок, полученный с рельефной модели, гораздо лучше совпадает с изображением на Плащанице, чем симуляция с настоящим телом", - отметил бразилец.
Эти выводы подтверждают результаты радиоуглеродного анализа 1989 года, согласно которому плащаница датируется периодом между 1260 и 1390 годами - то есть относится к Средневековью, а не к эпохе Христа. В пользу этой гипотезы также говорит и то, что в Средние века в Европе активно производили святыни и реликвии для паломников, а рельефные формы использовались для создания "чудесных" изображений.
С результатами исследования, однако, никак не готов мириться папский хранитель плащаницы, архиепископ Турина, кардинал Роберто Реполе. Прелат выразил обеспокоенность по поводу обнародования "поверхностных выводов", сделанных Сисеро Мораесом, а также призвал общественность подвергать критическому мышлению подобные "обличительные" публикации.