Задачи и цели нового НПЦ прояснил БЕЛТА его директор Игорь Мороз, подчеркнув, прежде всего, что данный формат исследований будет назначаться по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений при наличии признаков того, что "причины и условия, способствовавшие их совершению, могли быть связаны с дефектами или иными недостатками отдельных правовых норм".
Естественно, что сама криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов в РБ проводилась и раньше. Но ей подлежали исключительно указы президента, проекты законов, постановлений правительства, государственных органов и финансового регулятора страны - Нацбанка.
А вот проекты постановлений и ряда других ведомственных нормативных правовых актов, которые подчиняются Совету Министров, эту процедуру не проходили, уточнил Мороз.
Впредь, по его словам, экспертизе будут подлежать любые документы на усмотрение органа, ведущего уголовный процесс, - следствия, прокуратуры и суда.
Словом, "если криминологическая экспертиза проектов нормативных актов считается превентивной мерой, то судебно-криминологическая проводится в рамках уголовного дела, по факту конкретного преступления". И ее должен проводить человек, который обладает специальными знаниями. И такие специалисты работают в НПЦ надзорного органа.
По результатам исследования, назначаемого органом уголовного преследования, и будет дан ответ на главный вопрос: "имеются или нет в правовой норме недостатки, которые создают причины или условия совершения конкретного преступления", - отметил эксперт.
А вот конечным результатом проведения новой экспертизы, добавил он, должна стать не только помощь в установлении тех или иных обстоятельств расследуемого уголовного дела, но и принятие мер предупредительного, профилактического характера в рамках нормотворческого процесса.
Кстати, что очень важно в новых обстоятельствах, данный вид экспертизы будет проводиться по инициативе следствия или прокуратуры. А вот насколько такие возможности будут востребованы, покажет время, резонно заметил директор НПЦ. Однако уже сейчас анализ практики расследования уголовных дел дает основания полагать, что потребность в такой экспертизе назрела.
"Мы готовы уже сегодня проводить судебно-криминологическую экспертизу, если соответствующее поручение поступит нашему специалисту. Нормативно-правовая база всегда позволяла это делать. Вопрос заключается в организационной проработке и информированности сторон. Эти задачи мы успешно сейчас решаем", - резюмировал директор НПЦ.