14.08.2025 18:43
Культура

Выставка Митлянской "Изнутри" проходит в ММОМА до 24 августа

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №182 (9721)
Александру Митлянскую, одну из самых известных российских художниц, работающих в видеоарте, представлять не надо. Ее работы находятся в собраниях Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русского музея, ММОМА, частных собраниях в России и за рубежом. Новая ее выставка "Изнутри" (куратор Нина Лаврищева) в Московском музее современного искусства разместилась в двух небольших залах на Петровке, 25, разделенных коридором. Вроде бы камерная по формату, она предлагает путешествие в два мира.
Читать на сайте RG.RU

Один на вид уютный, камерный, почти сказочный. Здесь на небольших экранах солируют герои, словно вышедшие из детской. Неваляшка крутится и раскачивается не хуже балерины. Волчки несутся друг за другом, выписывая круги. Головастая акула, оскалившаяся в зубастой улыбке, с плотоядным восторгом смотрит на фигурку игрушечной танцовщицы, исполняющей что-то, отдаленно напоминающее танец живота. Рыжий суслик на фоне леса, вышитого на гобелене, оглядывается на соседа, следящего за ним из резной шкатулки. Громадный механический заяц, без барабана и палочек, но по-прежнему бодро машущий лапками в ритме марша, монструозно возвышается над лежащими игрушечными фигурками людей.

На выставке солируют герои из детства - игрушечные лошадки, неваляшки и зайчики. / Предоставлено московским музеем современного искусства

Эти герои похожи на участников детской игры, но рамка экрана превращает их в персонажей кукольного театра, где игрушки осваивают новые роли, будь то Красавица и Чудовище или… Гамлет и Офелия, как в работе "Быть или не быть?". Пусть Гамлет всего лишь сидящая на краю вазы с водой фигурка человека, а Офелия - пластиковая куколка, кружащая в воде. Игрушки вроде бы снижают накал шекспировских страстей, но детская игра обретает оттенок жути страшной сказки. Герои этих мини-перформансов "собираются" на большом экране и оказываются частью… натюрморта. Их соседство дает возможность оценить размеры знакомых персонажей, разглядеть другие игрушки, будь то деревянная лошадка или игрушечная гоночная машинка.

Эти вожделенные объекты желания, правда, даже в натюрморте время от времени способны оживать: у одних загорается глаз, другой шевельнет лапкой. "Одушевление" предметов родом, конечно, из романтической сказки, будь то "Песочный человек" иль "Щелкунчик…" Гофмана, или "Городок в табакерке" Владимира Одоевского. Но не только. Можно вспомнить и балет "Петрушка" на музыку Стравинского в оформлении Александра Бенуа, и фарфоровые статуэтки на рисунках Константина Сомова… Или даже давний фотографический проект Александры Митлянской и Валерия Орлова "Красота для всех", где фото крупным планом запечатлевало выражение глаз фарфоровых статуэток советской эпохи, наделяя их эмоциями.

Но серия "Когда я дома одна", созданная Александрой Митлянской во время локдауна 2020 года и показанная сегодня в ММОМА, извлекая драгоценный скарб детства, тянет за ним и нежданные находки. Вроде ключей на брелке с надписью "Мама", ожидавшими вас в старой театральной сумочке с красным шелком внутри. Натюрморт, мерцающий между живописью и кукольным театром, дрейфует в сторону спектакля воспоминаний, живой картины прошедшего. Тема былого, способного оживать, тут становится лейтмотивом.

Этот лейтмотив, подкрепленный музыкой Паоло Риччи, соединяет назидательное "memento mori", включенное в меню почти любого голландского натюрморта, с экспрессией немых фильмов, вроде "Кабинета доктора Калигари". Эти скользящие переходы, почти неуловимые, между живописью, театром, кино тем ошеломительнее, что мини "перформансы" игрушек на маленьких экранах планшетов выглядят подчеркнуто простыми, "детскими".

В Русском музее можно заглянуть в пучину вод на выставке маринистов

Если натюрморт Александра Митлянская "переводит" на язык кукольного театра, то пейзаж - на язык мистерии. Три видео "Дорога в дюнах", "Дождь. Новый Афон", "Зерноток" сняты статичной камерой. Пространство в кадре выверено до мельчайшей детали, но главный герой работ - время. Изменения света, текущего сквозь руины крыши старого элеватора, смена дня и ночи, как и скрытый за дюнами горизонт не предполагают рассказа. Они предполагают созерцание и переживание. Примерно, как работы Билла Виолы. В любом случае Александра Митлянская ведет сходный поиск возможности сохранять образ невыразимого.

Арт Музеи и памятники