16.08.2025 18:21
Экономика

Новые рабочие места и инновации: россияне меняют отношение к предпринимательству

Текст:  Ольга Игнатова
Социологи обращают внимание на смену отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству. Так, сейчас 60% считают, что предпринимательство приносит больше пользы, чем 10 лет назад. Тогда заслуги предпринимательства признавали 42% опрошенных. Такие данные содержатся в исследовании Фонда "Общественное мнение".
Читать на сайте RG.RU

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый труд" Мария Коледа считает, что частное предпринимательство приносит стране все больше пользы. В качестве преимуществ частных председателей россияне называют то, что они дают возможность выбора товаров и услуг, создание новых рабочих мест и пополнение государственного бюджета.

"Причины улучшения отношения к предпринимательству многообразны. Во-первых, за последние годы наблюдается рост числа успешных стартапов и малых предприятий, что создает позитивный имидж предпринимателей как создателей рабочих мест и инновационных решений. В условиях экономической нестабильности самозанятые и платформеннозанятые работники становятся важным элементом экономики, обеспечивая гибкость и адаптивность в ответ на вызовы рынка.Во-вторых, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, включая налоговые льготы и программы субсидирования, также сыграла свою роль в формировании положительного образа предпринимателя. Теперь многие видят в этой сфере не только риск, но и реальные возможности для самореализации и финансовой независимости", - подчеркивает представитель профсоюза.

ВЦИОМ: Предприниматели учатся находить "точки соприкосновения" с конкурентами

Образ предпринимателя также претерпел изменения. Если раньше он ассоциировался с крупными бизнесменами и олигархами, то сейчас все больше людей понимают, что предпринимательство доступно каждому. "Современные предприниматели - это не только владельцы крупных компаний, но и фрилансеры, самозанятые специалисты и платформенные работники, которые активно используют цифровые технологии для развития своих проектов", - отмечает Коледа.

Причина такой динамики заключается в усилении общественного диалога о важности предпринимательства для экономического роста и социальной стабильности. "Мы поддерживаем эти изменения и активно работаем над защитой прав самозанятых и платформеннозанятых работников, чтобы они могли полноценно участвовать в этом процессе и получать заслуженное признание за свой вклад в развитие экономики", - добавила

Генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Школы управления "Сколково" Елена Бондаренко также уверена, что отношение к предпринимателям будет улучшаться и дальше. Налицо изменение самого образа предпринимателя. "Во-первых, произошло формирование предпринимательской идентичности - предприниматели сами стали себя так называть, а когда мы в Сколково 13 лет назад запускали первые программы для бизнеса, такого не было. Во-вторых, люди понимают и видят, что малый и средний бизнес создаёт всё самое интересное и комфортное в их жизни - новые продукты, сервисы, решения", - рассуждает эксперт.

Большую роль сыграла поддержка государства, банков и медиа. Госпрограммы, позитивные истории в СМИ, программа поддержки и реклама от банков - всё это помогло изменить отношение, добавляет Бондаренко.

Кроме того, чем больше становится малых и средних компаний, тем больше людей в них работает, а это постепенно меняет социальный климат.

Социологи назвали социального архитектора профессией будущего

"Раньше предприниматель воспринимался как коммерсант, который просто зарабатывает деньги, а сегодня - как человек, создающий новую ценность. Он развивает экономику, придумывает полезные продукты и сервисы, меняет реальность вокруг. Это очень правильный социальный и гуманитарный тренд, и движение в этом направлении будет только усиливаться", - подчеркивает Бондаренко.

Образ предпринимателя за последние 30 лет действительно сильно изменился. В 90-е бизнесмен в сознании людей был бандитом или спекулянтом, то сегодня это человек, который умеет много работать, рисковать, нести ответственность, и как результат - зарабатывать деньги. Образ предпринимателя стал более разнообразным: это и владельцы пунктов выдачи заказов, и IT-стартаперы, и крупный социально ответственный бизнес. Быть предпринимателем стало модно, и люди все чаще выбирают именно эту профессию.

"На изменение образа предпринимателя влияют разные динамики. Со стороны государства идет информационная работа по популяризации предпринимательства как основы экономики. С распространением социальных сетей многие предприниматели начали рассказывать об изнанке своего бизнеса, что позитивно влияет на общественное восприятие: постепенно развенчивается миф о том, что бизнес - это для избранных. Наконец, у многих в окружении появились знакомые предприниматели, что также сделало эту сферу более понятной и менее демонизированной, чем это было в самом начале", - cчитает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян.

Кроме того, появляется все больше российских успешных брендов с лояльной аудиторией. "В условиях внешнего давления и санкций многие увидели в предпринимателях тех, кто обеспечивает импортозамещение и устойчивость экономики. Все это также работает на повышение доверия к бизнесу в целом", - добавила Екатерина Мовсесян.

Компании стали чаще отправлять сотрудников в командировки на поездах
Малый бизнес Социология