Вадим Кузьменко родился и вырос в городе Снежное Горловского района ДНР. У местных людей часто добродушный, но иногда немного жесткий и авантюрный характер. Они, шахтеры или потомки шахтеров, знают, что такое твердость и последовательность в достижении поставленных целей. Все это про Вадима - героя ополчения, а затем и специальной военной операции.
Ветеран одним из первых встал на защиту Родины в 2014 году. Одним из первых ушел на фронт с началом СВО и прошел нелегкий боевой путь, получив несколько контузий. Сегодня Вадим нашел себя в патриотической работе с молодежью "Юнармии". На примере его силы духа и мужества ребята учатся быть опорой для семьи и Отечества. А в свободное время герой занимается творчеством - пишет стихи и рассказы. Событий, которые еще предстоит осветить с его слов, очень много, но он знает точно - литература способна воспитывать целые поколения патриотов.
Блокпост
- Вот с этого места и началась для меня война, - говорит Вадим Кузьменко и смотрит вдаль. Его лицо принимает сосредоточенный и волевой вид. Но глаза, как показалось на миг, наполняются влагой. Мы стоим на дороге, недалеко от шахтерского городка Снежное на востоке Донецкой Народной Республики. В 2014 году здесь был блок-пост.
- Ветер сегодня сильный, - добавляет Вадим. Тяжело вздыхает, отворачивается в сторону.
О службе в те годы мало кто рассказывает с охотой. Молодая республика делала первые самостоятельные шаги, поэтому вокруг царила неразбериха. Блокпосты были своего рода опорными точками новой власти. Именно они должны были первыми сдерживать группы диверсантов и, если потребуется, колонны военной техники, которая тогда шла с Украины на Донбасс лишь с одной целью - карать местных жителей за их неприятие "майданной" власти.
До событий 2014 года Вадим работал шахтером. Обычный мирный труд для этих мест.
- Как только пришла Украина со своей АТО ("антитеррористическая операция", военные действия Украины против народа Донбасса в 2014 - 2018 году. - прим. "РГ"), записался в ополчение. Потом пришел и рассказал об этом маме. Она тут же попросила отца повлиять на меня. А у отца был только один вопрос: "Ты точно решил? Тогда поступай, как знаешь!".
Пример сына оказался заразительным. Дмитрий Кузьменко, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, ушел в ополчение через несколько дней после Вадима. А до этого работал в пожарной части.
- У нас были разные подразделения, мы не пересекались, охраняли разные блокпосты, - вспоминает Дмитрий.
Когда начались активные боевые действия, Вадим служил в разведке. Принимал участие в боевых действиях в районе Степановки, Саур-могилы, Дмитровки. Участвовал в обеспечении обмена пленными.
В те дни много что оставило неизгладимый след в памяти. Вадим вспоминает:
- Страшно, когда не понимаешь, где враг. Тебя оглушило, и ты ничего не можешь сделать, не услышишь, если он подойдет ближе. Хорошо, если кто-то за тобой возвращается, отбивает у противника и вывозит. Но, к сожалению, были случаи, когда ребят не смогли вывезти. Еще страшно, когда видишь, как погибают твои товарищи. Ведь там мы все друг другу как братья. От каждого из них зависит твоя жизнь, там все друг друга прикрывают, никто никого не предает.
Позже, когда в 2014 году противника отогнали на запад, вернулся к мирной жизни, пошел работать. До 2022 года работал шахтером, а затем перешел на участок водоотлива, откачивал воду из шахты.
Ничего человеческого
О страшных днях в ополчении и на СВО герой вспоминает с неохотой.
- С самого начала мы не могли понять, неужели в противнике нет ничего человеческого? - вспоминает Вадим. - Они мирных людей пытали, издевались. Вы же пришли с нами воевать, с ополченцами. А в итоге стали воевать с мирными жителями.
Но ветеран уверен в неминуемой победе.
- В любом случае, они проиграют. У них нет вариантов. Так всегда в истории бывает. Не помню, кто сказал, но у Европы есть традиция: собираться каждые 100 лет и как следует получать от России (фразу приписывают немецкому политику Франку-Вальтеру Штайнмайеру. - прим. "РГ". И еще одно наблюдение: я знаю, что у нас любого раненого стараются с поля боя вывезти. А вот у них - не факт. Часто бросают на произвол судьбы. А сколько было случаев, когда добивали своих же.
Рассказывает историю. Однажды был обмен пленными. С украинской стороны приехал автобус с репортерами какого-то местного телеканала. Пленные им рассказали, что их не били и не пытали. А телеканал потом выпустил фильм, в котором эти же пленные рассказывают, что над ними издевались, избивали, чуть ли живьем не закапывали.
Вот и грянуло
Когда началась СВО, Вадим продолжал работать в шахте. В феврале в ДНР началась мобилизация, и герой не стал дожидаться, когда ему придет повестка.
- 1 марта я пришел в военкомат. Мы понимали, что по мобилизации в ДНР заберут 18-20-летних пацанов. Они же оружие никогда в руках не держали. Поэтому и пошли. Я и еще человек 20 из ополчения сразу явились на сборный пункт, - вспоминает Вадим.
Отправились на мариупольское направление. Там недолго повоевали - выезжали на определенные точки, чтобы выполнить задание, а затем - обратно. В ходе СВО Вадим стал гранатометчиком. Хотя и ему, несмотря на путь в ополчении, не во всем хватало опыта.
- Я никогда в армии не служил и многого не понимал, - рассказывает Вадим. - Для меня многие вещи были непривычны. Нам тяжело было вливаться в это, но ребята помогали, объясняли, как правильно делать. Потому что мы-то уставы читали, понятное дело. Но на практике никогда их не применяли, даже на построение правильно выйти не могли. Не говорю уж современных средствах вооруженной борьбы, например, беспилотных системах, которые сейчас на передовой в порядке вещей.
Из группы ветерана погиб только один человек. Остальные ребята в большинстве своем продолжают службу на СВО до сих пор, говорит Вадим.
- Для нас боевые действия и не заканчивались с 2014 года. С разной периодичностью они активизировались все эти годы. Нас обстреливали и обстреливали. Еще до 24 февраля 2022 года стало понятно: что-то грядет. Вот и грянуло.
Вадим прошел нелегкий боевой путь. Было несколько контузий еще в ходе боевых действий в 2014 году. Против ребят работала артиллерия, но в госпиталь никто не отправлялся. Капельницу прокапали прямо на передовой - и снова в бой.
Вторая контузия была, когда с сослуживцами возвращались из разведывательной вылазки. Завязался бой, попали под артобстрел. В итоге - полевой госпиталь.
Пришлось повоевать и в самом Мариуполе. Там было очень тяжело. Основная сложность - много снайперов:
- Это несравнимо с тем, когда в полях воюешь. Там хотя бы видно, а в городе не знаешь, из-за какого угла и кто на тебя вынырнет.
16 апреля 2022 года Вадима вывезли в госпиталь, так как у него начали отказывать ноги из-за грыжи в спине. В начале июля командование приняло решение его комиссовать. Для Вадима это стало шоком. Но командование убедило его в том, что он будет гораздо полезнее на гражданской службе, чем на поле боя.
Жизнь после фронта
- Когда вернулся с СВО, я оформил инвалидность, - рассказывает Вадим. - Нужно было также оформлять удостоверение ветерана боевых действий. Начал спрашивать у ребят. Они предложил съездить в офис Фонда "Защитники Отечества", который на тот момент открылся в Торезе. После СВО география знакомств сильно расширилась. Теперь у меня друзья по всей России. Знаю много людей, общаюсь с ними. Меня везде ждут в гости, да и к нам часто приезжают. На день-полтора бойцы заскакивают, кто с передовой едет домой.
- Вадим оказался очень улыбчивым человеком, интересным собеседником. Чувствовалась в нем творческая жилка, - говорит Ольга Новоселова, социальный координатор филиала Фонда "Защитники Отечества".
Герою помогли получить удостоверение ветерана боевых действий. А сам он помог сделать ремонт в помещении филиала Фонда.
К сожалению, ранения дают о себе знать. Приходится ездить по врачам. С этим тоже помогают представители фонда. Сейчас Вадим, несмотря на состояние здоровья (ему тяжело передвигаться), помогает ветеранам получать удостоверение ветерана боевых действий, проходить медицинское обслуживание, а также участвует в акциях и проектах Фонда "Защитники Отечества".
Иногда, например, привозит гуманитарку и письма бойцам, которые пишут дети. Бойцы всегда встречают такие посылки с радостью.
А еще Вадим - начальник штаба "Юнармии" города Снежное. Это важный общественный пост.
- Наша задача - передавать ребятам опыт и знания, чтобы они выросли достойными продолжателями нашего дела, - говорит герой.
С юнармейцами он проводит уроки тактической медицины и картографии, а также тренировки на физическую выносливость.
Спокойный и рассудительный, он любит поговорить на темы истории и творчества. Знает, наверное, всю литературу военных лет и все фильмы о Великой Отечественной войне. Особенно вдохновлен подвигом "Молодой гвардии". На своем примере доказывает, что очень важно, на какой литературе растет молодое поколение.
По его словам, важные исторические события - Великая Отечественная война, 2014 год и СВО - образуют непрерывную цепь. Одна история перетекает в другую и продолжается по сей день. В ней принимают участие самые обычные люди. О них он и старается писать рассказы.
- С детства читаю много книг, решил написать что-нибудь свое, - говорит Вадим. - И вот в свет вышла книга "Нет уз святее товарищества", в которой описываются судьбы сослуживцев по СВО. Мой рассказ туда вошел. Хочется, чтобы дети росли на наших примерах.
Стихи Вадима Кузьменко полны светлых и знакомых многим с детства образов:
- Закружат в городе снежинки,
- Сугробы, радость, детвора.
- Зима, зима! Ты словно сказка,
- В тебе так много волшебства…