31.08.2025 12:04
Культура

На Венецианском фестивале состоялась премьера "Франкенштейна"

Текст:  Сергей Сусанин
На Венецианском фестивале прошла премьера самого интригующего фильма конкурсной программы - "Франкенштейн" Гильермо дель Торо.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Это осуществление второй заявленной мечты мексиканского визионера: он не раз говорил, что надеется снять "Пиноккио" и "Франкенштейна". Первый фильм был снят и получил "Оскара", второй начинает свой путь по экранам стрим-гиганта Netflix. В обеих картинах герой создает искусственного человека, который хочет стать человеком настоящим.

Конечно, никто не ждал от Гильермо дель Торо буквалистской экранизации романа Мэри Шелли, но такую свободу обращения с первоисточником тоже мало кто мог вообразить. Фильм, по отзываем прессы, получился визуально роскошным, помпезным, пышным, причем самым симпатичным существом в нем оказалось то самое Существо, созданное Виктором Франкенштейном из останков человеческих тел. На эту роль приглашен Джейкоб Элорди - почти двухметровый красавец, засветившийся в фильме "Солтберн" и успешно одолевший роль Пресли в байопике "Присцилла: Элвис и я".

В роли вольнодумца Франкенштейна - Оскар Айзек, и эксперимент, учиненный его героем, некоторые рецензенты сравнивают с созданием AI - искусственного интеллекта. "Величественной мелодрамой" назвал фильм критик The Guardian, отмечая, что роскошная красота изображения в этом ужастике "подавляет энергию ужаса". Дель Торо "делает своего монстра скорее сверхъестественным демоном, неуязвимым для пуль".

Фильм делится на пролог и две части - повествование от имени Франкенштейна и от имени Существа, которое расскажет о том, как оно сумело бежать из лаборатории, где родилось на свет. Мы переносимся в детство Франкенштейна, когда отец, известный врач, издевался над мальчуганом, поселив в нем бунтарский дух. Вариант Мефистофеля играет Кристоф Вальц - Харландер, профинансировавший необычный проект в обмен на некую услугу. Самый животрепещущий вопрос в этой версии готического ужастика - кто из действующих лиц на самом деле Монстр.

"Бугония" Йоргоса Лантимоса вызвала споры в Венеции

"Франкенштейн, возможно, и есть первый ИИ, еще один вид неуправляемого существа, созданного человеком", - считает Deadline. Радикальное вмешательство автора фильма в классический сюжет заявлено уже прологом: все начинается во льдах Арктики, где застрял огромный корабль, пока его не вызволит из ледяного плена странная фигура в капюшоне - то самое Существо. Этот пролог по его интригующему воздействию критик сравнивает с прославленными прологами картин о Джеймсе Бонде. "Это "Гран-Гиньоль", чисто оперный по своей эмоциональности, с мощной музыкой Александра Деспла и потрясающими визуальными эффектами оператора Дэна Лаустена... Во многих отношениях это благословенно старомодное кино".

"Роскошный пересказ "Франкенштейна", бросающий вызов жанрам, представляет эту историю не столько как хоррор, сколько как романтическую трагедию и философское размышление о том, что значит быть человеком, - пишет автор The Hollywood Reporter. - Нерадивые отцы - постоянная тема в фильмах дель Торо, и здесь она трогательно раскрыта в сложных отношениях между эгоистичным Виктором Франкенштейном и Существом, которое он оживляет". Работу Джейкоба Элорди в роли Существа автор отмечает особо из-за "выразительной физической формы" актера и выразительно переданного "ощущения тоски и сокрушительной пустоты, которое наступает, когда Существо приходит к пониманию, что оно такое". "Помимо своей эмоциональной силы, "Франкенштейн" дель Торо - это фильм пьянящих чувственных удовольствий. Смелое использование цвета захватывает дух, звучит мощная оркестровая партитура, одна из самых восхитительных работ Александра Деспла".

The Independent отмечает, что "Элорди играет Существо не как посланника зла и хаоса, а как непонятого, в духе героев Джеймса Дина, аутсайдера с Эдиповым комплексом. Даже несмотря на то что его лицо и торс испещрены шрамами и швами, он не только самый симпатичный персонаж фильма, но и самый красивый".

Все критики заметили параллель с другой, еще более отдаленной версией "Франкенштейна" - "Бедные-несчастные" Йоргоса Лантимоса. Актуальная тема неуправляемых искусственных созданий человека, пытающихся осознать свою сущность, становится все более заметной в мировом кино. Трагизм Существа, с тоской осознающего, что ему недоступны человеческие радости, что не будет взаимопонимания между "отцом" и "сыном", что оно не подвержено даже смерти, стал главной стилевой интонацией фильма Гильермо Дель Торо. Автор завершает картину цитатой из Байрона: "Сердце разобьется, но разбитым будет жить".

Мировое кино