02.09.2025 08:31
Общество

Почему Калмыкия стала самым засушливым регионом России и как это исправить

Текст:  Александр Гавриленко
Российская газета - Экономика Юга России: №196 (9735)
Питьевая вода в Калмыкии постепенно становится роскошью. При этом даже та, что есть, нередко опасна для здоровья. Почти половина проверенных источников обладает мутагенной и канцерогенной активностью, говорят ученые. Жители целых районов региона выживают на привозной воде, но ее стоимость иногда доходит до двух тысяч рублей за кубометр. Почему республика оказалась в таком положении и как спасти Калмыкию, в интервью "Российской газете" рассказала профессор РАН Эльвира Дедова.
Читать на сайте RG.RU

Эльвира Батыревна, правда ли, что доступ к воде у жителей Калмыкии сегодня почти в два раза ниже российских нормативов?

Эльвира Дедова: Ситуация непростая. Удельное водопотребление в республике на самом деле в два-четыре раза меньше среднероссийского. В среднем это 108,7 литра в сутки на человека при санитарной норме 174 литра. В республике проживают более 272 тысяч человек, то есть потребность в воде составляет 47,4 тысячи кубометров в сутки. Но фактически у нас есть лишь 29 тысяч кубометров. Это острый дефицит.

А что с качеством воды, которая поступает в дома людей?

Эльвира Дедова: Это вторая проблема, не менее серьезная. В Калмыкии широко распространены воды повышенной минерализации и воды с низким содержанием жизненно важных микроэлементов. Например, фтора у нас в среднем 0,17 миллиграмма на литр при санитарной норме 0,6-1,5, цинка - 0,1 миллиграмма при норме три, кобальта - 0,01 миллиграмма при норме 0,1 и так далее.

Такой состав и высокая минерализация могут способствовать развитию онкологических и генетических заболеваний, патологии сердечно-сосудистой системы и нарушениям репродуктивной функции. Более того, в 40 процентах исследованных нами объектов вода, которая используется в питьевых целях, обладает мутагенной и канцерогенной активностью.

Какую поддержку получат пострадавшие от засухи аграрии Кубани

Но ведь в советские годы, например, так плохо не было. Что происходит?

Эльвира Дедова: Калмыкия - самый засушливый регион России. Из-за изменения климата и сокращения осадков наличие воды буквально стало вопросом выживания. Собственных запасов чистой воды, соответствующей санитарным нормам, почти нет. Поэтому питьевую либо берут из поверхностных источников сомнительного качества, либо привозят из соседних регионов.

У Калмыкии есть непосредственный выход к Волге. С 1984 по 1996 год волжская вода по двум групповым водопроводам поступала в четыре пустынно-полупустынных района и использовалась для хозяйственно-питьевого водоснабжения, обводнения пастбищ и орошения земель. Но в 2000-х годах эти водоводы были демонтированы.

Какие источники водоснабжения используются сейчас?

Эльвира Дедова: В основном это поверхностные воды. Примерно 10 процентов водопотребления - это запасы подземных вод, в том числе небольшие линзы пресной воды в пустынных районах, которые снабжают отдельные стоянки и села.

Еще сохранилось пять крупных государственных мелиоративных систем, которые обслуживают порядка 2,5 миллиона гектаров за счет обводнения пастбищ и 81 тысячу гектаров орошаемых земель и рыбные хозяйства. Вода поступает из сопредельных регионов из Волги, Кумы, Терека и Кубани. Но эти системы сильно изношены. Большинство из них построено еще в 1960-1970-х. Каналы проложены в открытых земляных руслах, а это влечет большие потери из-за фильтрации и испарения. Качество воды при транспортировке ухудшается, а риск бактериологического и вирусологического загрязнения только растет.

Кроме того, в Чограйском водохранилище, куда поступает пресная вода из Терека и Кумы, за счет климатических и геологических условий ее минерализация повышается до трех-четырех граммов на литр, происходит заиление и сокращение полезного объема водного объекта.

Крым завершил уборочную, в условиях тяжелейшей засухи обеспечив себя хлебом

А что с подземными водами? Могут ли они стать альтернативой?

Эльвира Дедова: К сожалению, тоже нет. Согласно госдокладу за 2023 год, общее количество запасов подземных вод в Калмыкии - 0,06 миллиона кубометров в сутки. Пресные воды с минерализацией до 1,5 грамма на литр составляют всего 12 процентов запасов.

При этом естественное восполнение за последние годы снизилось в четыре раза. Даже водоснабжению столицы - города Элисты за счет подземных вод Троицкого и Баяртинского месторождений угрожают проблемы, связанные с фиксируемым истощением запасов.

Что вообще нужно делать в первую очередь?

Эльвира Дедова: Необходимо восстановить подачу воды из Волги. Строительство закрытого водовода круглогодичного действия позволит обеспечить качественной водой население и экономику Калмыкии.

Для рационального использования водных ресурсов необходима техническая модернизация мелиоративной системы, использование конструкций оазисного типа с комплексным инженерным обустройством обводняемых земель и современных объектов водоочистки и водоподготовки, создание специализированной эксплуатационной службы.

Выполнение этих мер позволит жителям Калмыкии получить гарантированный доступ к качественной питьевой воде, улучшить здоровье, снизить социальное напряжение и создать основу для устойчивого развития.

Природа Экология Калмыкия