Тадаши Судзуки, выдающийся японский режиссер, один из лидеров мирового театра, пятьдесят лет назад основавший в Того театральную деревню, где ставит спектакли и занимается актерским тренингом по уникальной методике, попросил меня после завершения его новой постановки "Приветствие с края земли" выйти на сцену и ударить по крышке огромной бочки с саке, которое предназначалось для угощения зрителей. Кроме меня, этой чести был удостоен Хиросу Андо, один из ближайших друзей Судзуки, бывший посол, долгое время возглавлявший Японский Фонд, с которым мы сотрудничали в первые два десятилетия нынешнего века. В последние годы он стал президентом Международного Токийского кинофестиваля, в одну из программ которого уже после начала СВО была включена российская картина "Воздух".
Ни Тадаши, ни Хиросу не давали мне никаких инструкций по поводу ритуала открытия бочки, сказали только: "Ударь по крышке деревянным молотком". Что и было сделано в меру моего понимания: после удара, в который вложил все оставшиеся силы, крышка раскололась надвое, провалилась в бочку, и струи саке устремились на стоящих на сцене. В это время Хиросу Андо, аккуратно постукивая по крышке своей бочки, открыл ее, не расплескав ни капли. Но… похоже, от моего эксперимента с саке, которое обрызгало меня, Судзуки и всех стоящих вокруг нас, публика испытала восторг. "Вот она, русская сила!" - сказал довольный режиссер, вызвав еще один прилив зрительских эмоций.
Тадаши не скрывал, что перед ними его друг из России, который был министром культуры, а теперь "продолжает работать с президентом Путиным", который награждал его в Кремле орденом Дружбы. После чего количество желающих чокнуться и сфотографироваться с автором этих строк увеличилось. И во время короткого поздравления зрители поддержали мои слова об уникальной роли Судзуки в российско-японских культурных отношениях аплодисментами.
Конечно, в Того на спектаклях Судзуки собирается особая публика. Но среди семисот человек, что сидели в каменном амфитеатре на берегу озера, были люди разных возрастов, приехавшие из разных регионов страны, в том числе из Токио. Как сказали бы социологи, вполне репрезентативная выборка. И ни одного дурного слова в адрес России. Напротив. Это значит, что и в сегодняшней непростой ситуации, когда Япония присоединилась к санкционной политике других членов "семерки", японское общество в отношении к нашей стране по крайне мере неоднородно.
Традиционный летний фестиваль был посвящен не только 50-летию "Театральной компании Судзуки в Того", но и 85-летию самого режиссера, которое случилось в 2024 году. Впрочем, Тадаши Судзуки знает, что время - понятие условное, ему близка мысль Станиславского о том, что сцена не знает настоящего времени - лишь переход из прошлого в будущее. Профессия режиссера во многом определяется его умением подчинить себе пространство и время. Тадаши Судзуки обладает этим умением сполна. Неслучайно в его "Приветствии с края земли" традиции древнего театра. Но соединяются с остросовременными сценическими решениями. Он умеет синтезировать разные исторические формы поведения человека на подмостках.
Впервые мне довелось увидеть и удивиться этому в 1979 году на Белградском театральном фестивале, куда он привез своих "Вакханок". Ритм античной трагедии переплетался с ритуалами японского военного искусства. Тогда мы с ним и познакомились.
Нынешним летом в Того приехали не только почитатели мастера, который демонстративно оставил Токио пять десятилетий назад, но и выдающиеся деятели театра, входящие в оргкомитет Мировой театральной олимпиады. Он был создан по инициативе Теодороса Терзопулоса, волшебника, ухитряющегося жить одномоментно в греческой античности и в эпоху искусственного интеллекта, и Тадаши Судзуки. Организаторы олимпиады люди немолодые - Валерию Фокину, президенту Александринского театра, единственному представителю России в Оргкомитете, в следующем году будет восемьдесят, а Роберт Уилсон, собиравшийся в гости к Судзуки, с которым они были дружны, недавно ушел из жизни. Самый молодой из этого "дивана" театральных мудрецов - 61-летний Аттила Виднянский, руководитель венгерского Национального театра, - бесстрашно, не опасаясь конкуренции, открыл двери своего творческого дома для именитых коллег из разных стран. В том числе из России.
Идея Театральной олимпиады предполагает, что художественные достижения лидеров сценического искусства становятся достоянием миллионов зрителей разных континентов. Презентацию будущей олимпиады, которую предполагают проводить в Узбекистане в 2027-м, устроили в нынешнем году в Казани, отметив завершение строительства нового здания Национального театра им. Камала. В Того продолжили обсуждение программы на будущее. Ее реализация требует не только поиска источников финансирования, но и решения многих деликатных политических проблем.
Деятели искусства утверждают, что культура выше политики, но на практике все не так просто. При том, что люди театра живут в диалоге с властью, обществом, коллегами по цеху и самими собой. И все же, несмотря ни на что, в театральной деревне Тадаши Судзуки сосредоточены на познании бытия, его материального и духовного воплощения. Здесь искусство стремится слиться с природой и приоткрыть путь к недостижимой, но желанной гармонии.