На эти и другие вопросы в интервью "РГ" ответил коммерческий директор "Интерлизинга" Руслан Моллаев.
Российская газета: Руслан, стратегия Интерлизинга нацелена на рост, превышающий развитие рынка в целом. Удается достигать заявленных целей в текущих условиях?
Руслан Моллаев: Да, мы ставим себе амбиционные цели, выстраиваем системную работу и приходим к намеченному результату. Компания последовательно увеличивает присутствие в регионах, делая лизинг доступным для бизнеса по всей стране. Если в 2019-м у нас было 11 филиалов, в 2021-м - 36, в 2023-м - 65, то сегодня - уже 84 офиса в 74 городах. Масштабирование в регионах, что позволило нам совершить рывок и попасть в ТОП-10 лизинговых компаний России. В 2024 году мы также объединились с компанией "Ураллизинг", которая в первую очередь была представлена на Востоке страны. Кроме того, Интерлизинг планомерно рос в сегментах. По итогам года мы выросли по всем видам техники, но наибольший прирост показала строительная - около 40 процентов, на втором месте - грузовики, на третьем - легковые автомобили.
Но для нас важно не столько количество сделок, сколько качество этого роста. Внутри команды видим свою миссию в том, чтобы помогать клиентам расти с минимальными рисками. Лизинг - это не просто финансирование, а инструмент для стратегического развития.
РГ: Расскажите подробнее о том, какие услуги предоставляете и каков клиентский портфель компании.
РМ: Мы охватываем практически все сегменты рынка, за исключением авиации и судоходства. Структура портфеля отражает запросы реального сектора экономики. Наибольшую долю в нем занимает строительная техника - 25-27%, по 20% приходится на легковые автомобили, грузовики и оборудование. Оставшиеся 10-15% - сельскохозяйственная техника, недвижимость и различные точечные решения.
РГ: С 2022 года рынок лизинга в России претерпел изменения, ушли европейские производители. Как это повлияло на вашу деятельность? Удалось ли перестроиться в новых реалиях?
РМ: Безусловно, это был серьезный вызов для всей отрасли. До 2022 года мы десятилетиями работали с европейскими производителями - MAN, Mercedes, Volvo. Их уход поставил перед нами два принципиальных вопроса: кто теперь будет поставлять технику и как обеспечить клиентам прежний уровень надежности? На рынок начали активно заходить китайские производители, появилось очень много дилеров и не все из них выполняли обязательства перед лизингополучателями. Это потребовало от нас принципиально нового подхода к проверке поставщиков. Cейчас, спустя три года, ситуация стабилизировалась - остались только надежные, профессиональные игроки.
Если говорить о структуре парка, то сегодня около 70% грузовой и строительной техники в нашем портфеле - это китайские бренды, такие как SANY, HOWO, Shacman, Sitrak. В процессе эксплуатации выявлялись погрешности, при этом сами производители инициировали их доработку, вносили конструктивные изменения, расширяли сервисную сеть.
РГ: Один из серьезных вызовов - высокая ключевая ставка Центробанка, которая напрямую влияет на лизинговые ставки. Как справляетесь с этим, предоставляете ли клиентам какие-либо преференции?
РМ: В условиях текущей денежно-кредитной политики на первый план выходит маржинальность бизнеса - то, насколько она перекрывает ставки, по которым приобретается техника. Часть предприниматели действительно оптимизирует процессы, урезает расходы и делает выбор в пользу более консервативных инструментов. Есть клиенты с маржинальностью 20% и меньше, которые предпочитают размещать средства в банках, а не инвестировать в технику. Это понятная реакция на повышенные риски.
Однако для большинства наших клиентов лизинг остается не просто финансовым инструментом, а необходим решением для продолжения операционной деятельности. Строительные компании должны выполнять контракты в срок, перевозчики - обеспечивать логистику, сельхозпроизводители - обрабатывать поля. Когда собственных мощностей не хватает, альтернативы лизингу просто нет. В этих условиях мы применяем несколько подходов, которые помогают бизнесу адаптироваться. Во-первых, это работа с государственными программами поддержки от Минпромторга, которые позволяют снизить финансовую нагрузку. Во-вторых, предлагаем клиентам вариативные договоры лизинга.
Первый вариант - классический договор с возможностью пересмотра нами ставки при существенных изменениях рыночной ситуации. Второй вариант - договор с фиксированной ставкой. Здесь клиент получает максимальную предсказуемость в турбулентные периоды: условия не изменятся даже в случае значительного ужесточения денежно-кредитной политики. Но сегодня наибольшим спросом пользуется третий вариант - договор с плавающей ставкой. Его ключевое преимущество в гибкости: клиент может два раза в год инициировать пересмотр ставки в сторону снижения, если ЦБ смягчает денежно-кредитную политику. Те, кто выбрал эту модель в прошлом году, уже ощутили выгоду после двух последовательных снижений. Важно понимать, что мы не просто предлагаем разные форматы, а помогаем каждому клиенту выбрать оптимальное решение под его конкретную ситуацию. Для кого-то это возможность сэкономить при улучшении конъюнктуры, для других - гарантия стабильных платежей независимо от внешних факторов.
РГ: Есть ли в планах компании расширение перечня услуг? Скажем, лизинг недвижимости или работа с физлицами, операционный лизинг.
РМ: Мы непрерывно анализируем рынок в поисках перспективных ниш, которые могут быть интересны нашим клиентам. При этом для нас важно не просто расширять линейку продуктов, а делать это осмысленно - с учетом спроса, экспертизы и долгосрочной устойчивости бизнеса. Например, запускаем проект по финансированию промышленных роботов. Сейчас на финальной стадии подписание договора с одним из крупнейших поставщиков такого оборудования.
В текстовом режиме планируем запустить работу с физическими лицами и финансировать для них автомобили с пробегом. Хотим зайти в эту сферу с небольшим лимитом, посмотреть, какой будет эффект.
Отдельно стоит отметить направление "Спорт и отдых", которое ранее развивал "Ураллизинг". После объединения мы сохранили этот продукт, так как видим его потенциал. Речь идет о лизинге катеров, гидроциклов, яхт - востребованных активов для персонального использования.
При этом мы не стремимся охватить все возможные сегменты сразу. Каждое новое направление проходит тщательную проверку на востребованность и экономическую целесообразность. Наша цель - не просто увеличить ассортимент, а предложить клиентам действительно полезные и продуманные финансовые решения.
РГ: Каковы ваши ожидания, прогнозы относительно развития рынка лизинга?
РМ: Ключевой фактор, от которого зависит развитие отрасли, - это динамика ставки ЦБ. Если она останется на высоком уровне в течение длительного времени, это, конечно, будет сдерживать активность бизнеса. Однако уже сейчас мы видим позитивные сигналы: два последовательных снижения ставки создали определенный оптимизм среди предпринимателей.
Я уверен, что при дальнейшем снижении ставки и сохранении господдержки инфраструктурных проектов, 2026 год может стать переломным. Мы уже видим, как предприятия готовятся к росту - формируют заявки, планируют инвестиции. И как только финансовая ситуация стабилизируется, этот потенциал реализуется в виде значительного увеличения спроса на лизинговые услуги.
Главное - российский бизнес не стоит на месте. Даже в непростых условиях компании находят возможности для развития, а мы, со своей стороны, делаем все, чтобы предоставлять им гибкие и современные финансовые инструменты.