Владимир Анатольевич, люди, оставившие погребение, как вы мне рассказали, относились к срубной культуре позднего бронзового века. Получается, что они современники царицы Нефертити, а были ли у них какие-то контакты с Древним Египтом?
Владимир Лопатин: Да, это действительно XV-XIV века до нашей эры. Для древних государств Поволжье тогда было отдаленной периферией, что-то за пределами Ойкумены. Хотя о Волге древний мир представление имел, ее называли Ра.
Жители Поволжья с представителями древних государств были в опосредованном контакте, это не значит, что египтяне приезжали к нам. Однако сюда, по-видимому, через посредников попадали древнеегипетские изделия - фаянсовые бусы и бисер. Эти вещи высоко ценились, и местные скотоводы готовы были выменивать их для любимых жен и дочерей, расплачиваясь своим единственным богатством - скотом.
В этом году мы изучали курган с 25 захоронениями, представляющими определенную родовую группу. Найденная каменная булава свидетельствует о том, что здесь был захоронен старейшина, родовой лидер. Такая булава не являлась оружием, ею голосовали на общеплеменных собраниях.
Рядом с могилой старейшины похоронены две взрослые женщины, видимо, его жены. Также в кургане есть могилы двух взрослых мужчин, скорее всего это сыновья вождя, а вот их жен здесь почему-то не похоронили. Остальные погребенные - дети.
У людей этой эпохи был принят экзогамный брак: выходя замуж, женщины переходили из своих родов в род мужа. И то, что их здесь не похоронили - свидетельство каких-то особенностей родового взаимодействия.
Это скотоводческое общество сильно отличается от земледельческих культур того же времени. Женщины в нем пользовались большей свободой, обладали правом возвращаться временами в свои родовые коллективы, и похоронили их, видимо, на собственных родовых кладбищах.
В захоронении девушки-подростка мы нашли костяные вязальные спицы, которыми вязали полотно из овечьей шерсти. Связанные треугольные заготовки потом соединяли в общее полотно. На фресках древних шумеров можно увидеть такую одежду.
В этом обществе уже были представления о социальном неравенстве, выделялись военачальники, вожди, родовые старейшины, начинали зарождаться представления об имущественном неравенстве. Рабство еще было патриархальным, рабы - из числа военнопленных.
Хозяйство в основном было натуральным, но обмен существовал: жители Поволжья очень нуждались в бронзе, а здесь нет рудных месторождений, металл привозили с Кавказа и Урала.
Кстати, булава также сделана из камня, которого здесь не было, это диабаз кавказского происхождения.
Сколько жили люди в то время?
Владимир Лопатин: Очень высокой была детская смертность, доходила до 83 процентов. Самый критический возраст - до трех лет. Женщины жили недолго из-за высокой смертности во время родов. Средняя продолжительность жизни женщины составляла 30-35 лет, до 55 лет доживали немногие. Мужчины жили значительно дольше, многие доживали до 60 лет.
Надо отметить, что плотность населения в ту эпоху в Поволжье была достаточно высокой. Сказывались благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Климат был чуть суше нынешнего, и это способствовало скотоводству, особенно коневодству. Ведь лошадь не станет есть влажную луговую траву, ей нужны степные травы, такие как мятлик, овсюг.
Зимой кормов для скота не хватало, и поэтому его отгоняли в низовья Волги, где снежный покров был меньше.
Жители Поволжья выращивали высокопородных лошадей, которые ходили у них в том числе в боевых колесницах. Это была порода близкая к нынешним ахалтекинцам.
Похожих лошадей мы находим и в более поздних курганах железного века (IV-III века до нашей эры) на всем протяжении евразийских степей от Восточной Европы и до Сибири.
Саратовскую область действительно ученые считают одним из мест, где человек впервые приручил лошадь?
Владимир Лопатин: Раньше считалось, что культура лошади пришла с Ближнего Востока. Однако, по современным данным археологии, лошадь была приручена еще в позднем неолите в волго-уральских и северо-казахстанских степях. С этим соглашается сейчас большинство исследователей. Скелеты домашнего скота отличаются от скелетов диких животных. Древнейшие археологические памятники, где кости лошадей несут на себе признаки начальной доместикации (одомашнивания), находятся вблизи села Варфоломеевка на реке Малый Узень в Саратовской области и в поселке Ботай недалеко от Петропавловска в Казахстане.
Скорее всего приручение лошади произошло спонтанно в нескольких местах, но и Ближний Восток как одно из таких мест мы исключать не можем.
Можем предположить, как это происходило?
Владимир Лопатин: По-видимому, по одной и той же схеме. Убив самку, охотники забирали с собой детенышей, чтобы съесть, когда они подрастут. Привязывали к колышку, начинали кормить, а потом возникали проблемы. Когда приходило время забить теленка, козленка, жеребенка, начинали возражать дети, потому что они успели подружиться с этими животными.
Возможно, покажется, что это звучит наивно, но на самом деле революционное открытие человека заключалось в том, что подросшие животные стали сами размножаться в неволе. Вот с этого и начинается домашнее скотоводство.
Также как и земледелие начиналось с того, что женщины обронили несколько зерен диких растений, которые они где-то собрали, а весной увидели, что эти семена проросли недалеко от жилища.
Когда появились первые всадники, можно определить?
Владимир Лопатин: Использование лошади как транспортного средства началось с того, что ее запрягали в волокушу, а затем в повозку.
В нашем университетском музее хранится редкий и крайне интересный дисковидный псалий, деталь конской упряжи, найденный в 2009 году как раз в Нижней Красавке. Он сделан из очень прочного материала, по-видимому, лосиного рога. На этом псалии в центре диска изображен солнечный символ с тремя лошадиными мордами. По представлениям древних ариев это знак Сурьи - солнечного божества, в его колесницу были впряжены три серые кобылицы. А опоясывающий зигзаг вокруг - знак мирового змея. Получается такое лаконичное изображение мироздания.
В сравнении с другими псалиями на этом нет специальных выступов, которые при управлении уздой создавали давление на морду лошади. По-видимому, это специальный псалий для тренинга, для приучения лошади ходить в узде. Судя по всему эту дорогую и редкую вещь использовал воспитатель лошадей, на санскрите "ашвасанни", который, вероятно, и жил в Нижней Красавке.
Переход на верховую езду отмечается сменой характера узды, дисковидные псалии, которые использовались для управления лошадью, запряженной в колесницу или повозку, заменяются стержневидными псалиями.
Это происходит по всей Европе в X-IX веках до нашей эры, может быть, самое раннее в XI веке.
В бронзовом веке в Древнем Египте происходит блестящий расцвет так называемого амарнского искусства, самый знаменитый шедевр того времени - бюст Нефертити. А какое искусство было тогда у обитателей Поволжья?
Владимир Лопатин: Изобразительное искусство у людей позднего бронзового века, которые жили в Поволжье, было не развито. На глиняных сосудах находим только отдельные изображения. Например, на одном из горшков, найденных в кургане на берегу речки Сухой Саратовки, схематичное изображение колесницы и идущего вслед за ней человека, судя по всему это погребальная процессия.
Зато успешно развивалось, по-видимому, устное мифопоэтическое творчество. Ведь появление одного из древнейших в мире текстов Ригведы связано как раз с предками ариев (индоиранцев), которые жили в этих местах. В Ригведе упоминаются риши - сказители, аналоги древнегреческих аэдов, создателей "Илиады" и "Одиссеи", приписываемых Гомеру.
Целые кланы этих риш обладали феноменальными способностями. Они не только сочиняли новые тексты, создавали мифологию, художественно преображая исторические события и впечатления от окружающего мира, но и на протяжении многих веков передавали корпус таких текстов из поколения в поколение. А записан он был уже только в Индии в IX веке нашей эры.
Можно ли установить какую-то связь между жителями Поволжья бронзового века и нынешним населением или произошло полное замещение культур?
Владимир Лопатин: Этим вопросом удобно оперировать с точки зрения этногенеза: кто мы, что мы за народ, кем себя осознаем? Мы осознаем себя славянами. Но если разбираться, то получается что этногенез местных жителей смешанный, скажем, славяно-тюркский. Потому что славянская колонизация Нижнего Поволжья начинается гораздо позже того, как здесь появились тюркоязычные племена. А тюркоязычный этногенез начинается еще с нашествия гуннов в IV-V веках нашей эры.
До гуннов самый продолжительный этногенез ираноязычный - протоиранцы, протоарии появились здесь на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры, и за это время распространились на огромных пространствах, от Монголии, где встречались голубоглазые люди, до Северной Индии.
Вся полоса евразийских степей от венгерской пушты до Алтая и Саян это грандиозная сцена, на которой происходило непрекращающееся взаимодействие разных народов, где все было в постоянном движении.
Есть представление, что у нас здесь в плане археологии не очень интересно, вот, мол, Египет, Ближний Восток, Мезоамерика - другое дело. А на самом деле у нас гораздо круче, потому что именно здесь происходил процесс сложнейшего культурогенеза.