03.09.2025 15:47
Общество

Сколько уральцы готовы потратить на образование для себя и детей

Жители Большого Урала готовы инвестировать в образование
Текст:  Ольга Фаткуллина
Российская газета - Экономика Большого Урала: №199 (9738)
Каждый десятый житель Тюмени регулярно или время от времени откладывает деньги на оплату образования - собственного или своих детей. А в Екатеринбурге эти накопления делает каждый двенадцатый. Накануне Дня знаний такую статистику обнародовала одна из крупнейших российских компаний по страхованию жизни. Опрос проводился среди потребителей финансовых услуг в 37 российских городах с населением свыше 500 тысяч человек по выборке, репрезентативно отражающей социально-демографический состав населения. Суммарно в исследовании приняли участие 11 тысяч россиян.
Читать на сайте RG.RU

Анкетирование показало мнение людей о важности получения диплома того или иного уровня. Так, 57 процентов опрошенных екатеринбуржцев считают, что при современных запросах рынка труда нужно иметь за плечами высшее образование (специалитет, бакалавриат, магистратуру). Немногие признались, что стремятся шагнуть на самые высокие ступени: шесть процентов хотели бы иметь кандидатскую степень, а пять - стать докторами наук. Но чаще респонденты говорят, что в их портфолио не будет лишним сертификат о курсах переподготовки или повышения квалификации (22 процента). При этом лишь четыре процента опрошенных заявили, что им достаточно диплома о среднем специальном образовании.

Кстати, как показал опрос, самая предусмотрительная группа, откладывающая деньги на учебу, - это люди в возрасте от 31 до 40 лет. Как в Екатеринбурге, так и в Тюмени к знаниям чаще тянутся женщины. Большая часть респондентов (78,8 процента) рассматривает возможность получить диплом в российском вузе, еще 19,6 процента не прочь поучиться в высших учебных заведениях Китая.

Социологи подметили, что ценник образовательных услуг, а с ним и планы респондентов выросли: еще несколько лет назад россияне были готовы тратить на обучение 180 тысяч рублей в год, в 2024-м - уже 234 тысячи, а в этом году - 293 тысячи. Общую сумму вложений в непрерывное образование люди оценивают в среднем в 1,62 миллиона рублей. Обеспечить наибольшую рентабельность своим инвестициям стремятся те семьи, которым удается откладывать на учебу. Однако при всем том более половины (65,2 процента) россиян уверены, что и школьное, и высшее образование должны быть исключительно бесплатными.

Директор Курганского филиала Института экономики УрО РАН Сергей Орлов отмечает, что вследствие цикличности общественных процессов стоимость вложений в различные активы периодически подвергается разнонаправленным колебаниям. По его мнению, в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, снижения темпов в национальном и мировом хозяйствах и особенно в условиях рецессии долгосрочные вложения в ценные бумаги, драгоценные металлы, иностранную валюту, недвижимость, иные активы часто проигрывают в сравнении с общими изменениями цен на товары и услуги. Кроме того, моменты повышения доходности составляющих инвестиционных портфелей могут сопровождаться снижением параметров ликвидности и надежности приобретенных активов. Единственный актив, не зависящий от рыночной конъюнктуры, который не обесценивается, а при рачительном отношении к собственному развитию кратно увеличивается в цене, - это человеческий капитал: знания, компетенции, навыки, физические и интеллектуальные способности и возможности.

Ректоры уральских вузов рассказали, чем их тревожат квоты на платный прием

- Общепризнанным фактором повышения стоимости человеческого капитала остается образование, - подытожил Орлов. - Тот факт, что его стоимость в последние годы повышается, объясняется действием объективных факторов, изменением спроса и предложения образовательных услуг. При правильном отношении к собственной профессиональной подготовке инвестиции в саморазвитие имеют реальные перспективы не только окупаемости, но и кратного преумножения. Отсутствие же подобных вложений, напротив, существенно ухудшит конкурентоспособность человека на рынке труда.

Прямая речь

Валерий Фальков, министр образования и науки РФ:

- Все ключевые инструменты, которые мы создали в последние годы, - масштабная программа поддержки вузов "Приоритет-2030", передовые инженерные школы, студенческие конструкторские бюро и многие другие - направлены на совершенствование системы высшего образования. Эту задачу мы сформулировали для себя еще несколько лет назад и последовательно, целеустремленно двигаемся к тому, чтобы получить другой результат, осторожно, эволюционно меняя существующую систему. Комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в стратегии, - переход на новую модель высшего образования.

УрФО Образование