Ключ к безопасности
Как подчеркнул помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев, ТТК станет основой для экономического роста и обеспечения национальной безопасности в Арктической зоне России.
- В новой реальности, в которой нам приходится жить, устоявшееся понимание того, как сложены международные транспортные коридоры, к сожалению, уже не работает, - указал советник президента РФ, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. - Если раньше о перевозках мы говорили: "Дешево и быстро!", то сегодня важен еще один фактор - безопасность. И именно он будет влиять на выбор маршрутов.
В прошлом году по Северному морскому пути прошло 14 контейнерных рейсов. Лидируют в этом китайские компании. В июле 2024-го был запущен мультимодальный логистический маршрут "Экспресс СМП № 1" "Росатома" и китайской логистической компании "НьюНью Шиппинг Лайн" (NewNew Shipping Line), который соединил порты Шанхая и Нинбо в Китае с Архангельском. Из подмосковного логистического центра "Белый Раст" железнодорожный состав с контейнерами отправился в Архангельск. Здесь товары были перегружены на контейнеровоз и перевезены в китайские порты. А в середине августа в Архангельском морском торговом порту встретили первое судно, пришедшее по экспресс-маршруту из КНР. В сентябре 2024‑го впервые по СМП доставили груз для Республики Беларусь. Он был отгружен в Шанхае, дошел до порта Санкт-Петербург и по автодорогам доставлен получателю.
Повысилась скорость прохождения грузов по Северному морскому пути. Так, контейнеровоз китайской компании "СейфТранс" (SafeTrans) грузоподъемностью 4,8 тысячи TEU прошел от Санкт-Петербурга до Шанхая за 23 дня. В этом году перевозчик намерен достичь целевого срока в 18-19 дней.
- Трансарктический транспортный коридор - новое, недавно родившееся понятие, но он уже приобретает значимость, - уверен начальник управления президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. - ТТК - связующее звено и основной актив Арктики, который нам необходимо развивать и, в первую очередь, капитализировать. На мой взгляд, самое главное - комплексный подход к развитию транспортного коридора. К его реализации крайне важно привлечь потенциал всей нашей страны, без этого проект вряд ли будет эффективным и обеспечит необходимый объем перевозок.
Решения приняты
Напомним, акцент на развитии Трансарктического транспортного коридора сделал глава государства на полях VI Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" в марте этого года в Мурманске. А затем президент дал поручение правительству страны совместно с госкорпорацией "Росатом" разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель формирования ТТК. В процессе должны участвовать комиссия Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", Объединенная судостроительная корпорация, судостроительный комплекс "Звезда" и заинтересованные грузоотправители. Правительство РФ вместе с Российским фондом прямых инвестиций создаст Инвестиционный фонд развития Арктики, а совместно с госкорпорацией "ВЭБ.РФ" - проектный офис для поддержки формирования инфраструктуры Трансарктического транспортного коридора, реализации инвестпроектов и мастер-планов опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Не исключено, что проектный офис может стать основой акционерного общества, а затем корпорации, которую в дальнейшем можно бы капитализировать и вывести на IPO.
- Комплексный проект должен включать не только финансово-экономическую модель ТТК (хотя это и базовая часть и самый привлекательный элемент для инвесторов), но и пространственно-экономическую модель развития АЗРФ, - считает Сергей Вахруков. - Я имею в виду развитие портов, внутренних водных путей, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог. Эту бесшовную транспортную систему, которую нам надо сформировать в интересах развития ТТК, нужно обязательно включить в комплексный подход, в комплексный план развития Арктической зоны Российской Федерации. Сегодня мы имеем отдельные разделы по различным аспектам развития Арктической зоны, в том числе транспорта, в различных национальных проектах. Там незначительные деньги, и они, к сожалению, между собой не увязаны. А комплексный проект позволит объединить все эти возможности и усилия всех участников для достижения синергетического серьезного результата в интересах развития России.
Условия для людей
По мнению специалистов, на первом месте среди составляющих комплексного плана должен быть проект по созданию комфортных условий жизни для людей, работающих в АЗРФ.
- Здесь время играет нам на руку. Исторически работа в этой зоне была сопряжена с огромными лишениями, с риском для жизни, с подвигом. Сейчас современные технологии позволяют достаточно эффективно жить и в очень высоких широтах, имея доступ ко всем благам цивилизации и коммуникациям, - указал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. - Арктика становится в хорошем смысле модной. Мы видим большой интерес молодежи к участию в этих проектах.
В числе обязательных элементов комплексного проекта ТТК - формирование транспортной инфраструктуры в широком смысле (а не только портовой и судоходной), учет необходимых преференций, льгот и возможностей для реализации как приоритетных национальных, так и инвестиционных проектов, а также экологическая составляющая, нацеленная на сохранение уникальной природы арктической зоны, которая влияет на климат планеты в целом. Кроме того, требуется предусмотреть разделы, касающиеся развития судостроения, строительства арктического, дноуглубительного и ледокольного флота, - без этого невозможно будет круглогодичное использование Трансарктического транспортного коридора.
- Чтобы перевезти по северным морям 100 миллионов тонн в год, нужна специализированная инфраструктура, - отметил Алексей Чекунков. - Нет навигации в Арктике без ледокольного прикрытия, без анализа ледовой обстановки, без специализированной аварийно-спасательной инфраструктуры наготове.
По его словам, чтобы создать безопасный действительно массовый маршрут, предстоит сделать инвестиции по направлениям, прописанным в плане развития Севморпути до 2035 года.
- Однако при всей важности развития Севера, развития СМП мы не можем делать любой ценой. Так экономика не работает. Но экономический стимул там мощнейший. Мы посчитали стоимость только тех грузов, в производство которых уже проинвестированы деньги и которые предстоит перевезти: это порядка 100 миллиардов долларов в год дохода для Российской Федерации. То есть каждое десятилетие - триллион долларов, - привел цифры глава минвостокразвития. - Чтобы вывезти эти грузы, чтобы заработать эти деньги, мы, конечно, проинвестируем в развитие и Севморпути, и наземной инфраструктуры.
Требуется цифровая платформа
Для ускорения работ необходимо, во-первых, сократить до одного, а то и до нуля количество документов, оформляемых на бумаге. Это сегодня один из ключевых вызовов конкурентности СМП по сравнению с другими маршрутами. Чем быстрее проходит таможенное и иное оформление, тем выгоднее перевозка по Северному морскому пути. Это еще один экономический стимул для развития коридора. Во-вторых, требуется перевести все документы в электронный вид. Эта задача уже решается. Подписан закон об электронных перевозочных документах. Со следующего года они будут обязательными в ряде сфер транспорта, а постепенно - и во всех. Цифровая экосистема должна решить эти задачи.
По мнению спецпредставителя по вопросам развития Арктики госкорпорации "Росатом" Владимира Панова, формирование ТТК, развитие СМП и самой Арктики не может строиться на амбициях какой-либо страны.
- Эти амбиции, - отметил он, - могут находиться только в строчке расходов министерства обороны соответствующего государства. Развитие Арктики и транспортного коридора может идти только на основе экономики и имеет четыре составляющих. Это добычные проекты, которые на сегодняшний день становятся все более эффективными и заметными. Это энергетика, потому что без доступной энергетики в Арктике обеспечить реализацию добычных проектов просто невозможно. Логистика: СМП и Трансарктический транспортный коридор развиваются эффективно и безопасно, грузопоток по Северному морскому пути за 10 лет вырос в 10 раз. Международное сотрудничество, с которым неразрывно связано развитие Арктики и ТТК.
В прошлом году были созданы и сформированы два новых межправительственных формата по развитию сотрудничества на Северном морском пути - с Китаем и Индией.
- Мы в течение нескольких лет ведем работу по СМП, разрабатываем новые технологии, особенно для прохождения судов по этому маршруту при низких температурах. Мы должны изучать опыт российских коллег, чтобы адаптировать китайские технологии к местным условиям, к ледокольной технике и обеспечивать соответствующие перевозки. Это, наверное, является ключевой задачей для того, чтобы успешно и устойчиво работать на Северном морском пути, - сказала председатель компании NewNew Shipping Line Фан Юсинь. - Кроме того, мы постоянно готовимся к расширению международных связей с партнерами в области судостроения. За три последних года мы значительно продвинулись в налаживании технологических процессов. Кроме того, сотрудничество, если говорим о Китае и России, - это совместный капитал, поэтому мы хотим, чтобы это взаимодействие было действительно взаимовыгодным.
Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:
Арктика становится в хорошем смысле модной. Мы видим большой интерес молодежи к участию в этих проектах.
Андрей Никитин, министр транспорта Российской Федерации:
Для развития инфраструктуры первый и самый главный аспект - Транспортная стратегия. Со времени ее разработки многое поменялось в стране, и совершенно очевидно, что мы должны посмотреть по-новому на логику и приоритеты развития транспорта. К примеру, с новой силой зазвучала тема внутренних водных путей, которая прежде не была в таком приоритете, появился как понятие Трансарктический транспортный коридор. Соответственно, необходима актуализация стратегии с учетом реальной ситуации и вызовов, которые стоят перед страной и транспортной отраслью. Второе - мы обязательно будем учитывать при создании транспорта для Северного морского пути все возможные технологии беспилотности или автономности. Я говорю не только про судоходство и ледоколы, но и про железнодорожные составы и иные способы доставки грузов, потому что чем меньше рутинной работы будет у людей за Полярным кругом, тем эффективнее будут принимаемые решения. И, наконец, третье - создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы.