Этим летом "Горький +" традиционно проводился и в Нижнем Новгороде, и в Казани, но программа феста везде была разная. Все мероприятия были бесплатными.
Зрители шли и шли в столичный Парк Горького. По аллеям прогуливались великанцы - гигантские куклы русских писателей театра "Кукфо". А еще шли кинопоказы, музыкальные постановки, концерты, бэби-спектакль "Воробьишко".Красочное цирковое шоу "Горькийлэнд 3.0" напомнило, что в детстве писатель подумывал о цирковой карьере.
У домика графа Орлова на два дня расположились молодые горьковские "дачники" - шестичасовой перформанс по Горькому и Чехову поставили Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева со студентами и выпускниками Московской школы нового кино и Московского международного университета. А кто-то в это время наслаждался променадом-аудиоспектаклем "Парк культуры" от драматурга Екатерины Августеняк и режиссера Евгения Маленчева.
На Голицынском пруду два вечера подряд услаждал зрение и слух музыкальный перформанс "МАКСИМально ГОРЬКИЙ". Его авторы - режиссер Алексей Франдетти и драматург Ника Симонова уже работали вместе над мюзиклом "Маяковский" в "Ленкоме". Сейчас они отправили своего героя в компании с Горьким, Чеховым, Толстым, Шаляпиным, Станиславским и Ницше на водную прогулку на плотах под музыку симфонического оркестра "Новой оперы" под руководством Андрея Лебедева. Пластические миниатюры разыгрывали актеры театра "Эскизы в пространстве".
Наконец, в завершающий день арт-директор фестиваля Евгений Миронов порадовал зрителей на основной сцене парка спектаклем-концертом "Рассказы Горького" с участием Камерного хора Минина.
Уже второй год подряд "Горький +" может похвастаться полноценной театральной программой. На сей раз в нее вошли как привозные спектакли из других городов, так и постановки, созданные специально для фестиваля. На Малой сцене "Шалома" впервые в Москве показали "Три" - последнюю питерскую премьеру главного режиссера Театра им. Малыщицкого и московского ТЮЗа Петра Шерешевского. Небольшое фойе с трудом вместило всех зрителей. Между прочим, и в Северной столице билеты на этот спектакль раскуплены на два месяца вперед.
В сочинении драматурга Семена Саксеева (это псевдоним режиссера) по мотивам "Трех сестер" Чехова речь идет о жизни во время недавней пандемии и после нее. Герои здесь - Ольга, Ирина и Андрей (Надежда Черных, Светлана Грудинина и Иван Вальберг) - соседи по питерской квартире, которую они снимают у Ивана Романыча (Геннадий Алимпиев), он, как и его прототип чеховский Чебутыкин, нежно опекает молодежь. Несчастливо замужняя Маша (Татьяна Ишматова) навещает подруг. В Москву никто не рвется, но в очень живом и энергичном спектакле идет поиск ответов на вечные вопросы: что мешает хорошим людям услышать друг друга и быть счастливыми?
Закрывал программу "Вишневый сад" Антона Федорова из Воронежского камерного театра - очень нежный, с привкусом осени и горечи и впечатляющими актерскими работами. Гаев (Камиль Тукаев) бесконечно балагурил, не в силах сказать Раневской (Наталья Шевченко) правду о продаже имения, она не могла оторваться от семейного альбома и была абсолютно сломлена в финале, но и хозяин жизни Лопахин (Василий Шумский) выглядел не менее несчастным и неприкаянным, чем бывшие владельцы сада, прощавшиеся с ним очень долго: кажется, даже их старый автомобиль заглох, не желая покидать это место.
Среди созданных специально к фестивалю работ выделялись две. "Горький. Любовь" Филипп Гуревич поставил по сценарию ученицы Николая Коляды Екатерины Гуземы. Это история главных в жизни Горького женщин - Ольги Каминской, Екатерины Вожиной, Марии Андреевой и Марии Закревской-Бенкендорф-Будберг. Поведали ее актрисы Анастасия Лебедева, Александра Ревенко, Юлия Хлынина и Анастасия Светлова.
"Историю одной фотографии" поставила Елизавета Бондарь - она же соавтор пьесы вместе с Александром Плотниковым и Марией Кривцовой. Лирический мокьюментари-детектив разыгрывался на Сцене под крышей Театра им. Моссовета. Двое бывших возлюбленных - режиссер (София Сливина) и драматург (Сергей Волков), находясь в разных странах, размышляют о причинах эмиграции Горького и возвращения на родину. Сюжет воплощается в кукольном спектакле и заканчивается печально, зато у двух героев остается надежда на личное счастье.