04.09.2025 17:46
Культура

Московский театр мюзикла отмечает 15-летний юбилей

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №200 (9739)
Этот театр появился на свет вопреки всем нашим художественным течениям - Театр мюзикла. Жанр считался подозрительным - то ли буржуазным, то ли недемократическим, то ли чуждым. Мюзикл толстых, сказал бы Горький.
Театр мюзикла - это комедия, драма, пение, танец, эксцентриада, акробатика и цирк на одной сцене. / Сергей Михеев
Читать на сайте RG.RU

К счастью, этим жанром болел, его понимал и ценил театровед и культуролог Михаил Швыдкой. У него и без мюзиклов много государственных дел, но он мечтал о таком театре и в содружестве с продюсером Давидом Смелянским его создал.

Его особенность: подозрительный жанр с отвагой и весельем заявлен уже в названии. До него мюзикл появлялся спорадически то в Театре оперетты в очередь с "Сильвой" и "Марицей", то слетал прямиком с Бродвея - блестящий, но скопированный. Театр мюзикла начал целенаправленно думать о развитии жанра. Самое время думать об этом: мюзикл жанр оптимистичный и должен был стать антитезой хотя бы заполонившему экраны депрессивному кино - антидотом.

Мюзикл - жанр оптимистичный и по замыслу создателей театра должен был стать антитезой депрессивному кино

Его первым домом стала легендарная "Горбушка". Там и вышла первая премьера "Времена не выбирают" по либретто Михаила Швыдкого и Алексея Кортнева. Название оказалось знаковым: времена действительно не выбирают - времена строят, каждый на своем поле. Театр мюзикла начал строительство отечественного мюзикла. Без деклараций и миссионерства, просто делать любимое дело.

И дело пошло: сложился круг зрителей, любящих этот странный жанр, где музыка приближена к реальной жизни, пение - к разговору, танец - к быту. Жанр, которому доступны и высокая трагедия, и эксцентричная комедия, и остросюжетный детектив, и вольный полет фантазии. Так мюзикл получил в Москве официальную прописку. А вскоре театр переехал в самый центр, в бывший кинотеатр "Россия", сцену которого уже освятила, выпустив несколько сенсационных премьер, международная компания Stage Entertainment.

От Анны Болейн до Петрушки. В Москве откроется фестиваль музыкальных театров

Что доказал за эти годы Театр мюзикла? Универсальность жанра, не признающего границ. МТМ, например, стал сотрудничать с канадской цирковой компанией 7 Fingers, переведя классическую оперетту Кальмана "Принцесса цирка" в ранг современного мюзикла, где в действо органично вплелись цирковые номера. Он сломал барьеры между популярной песней, романсом, рок-н-роллом и опереттой в музыкально-танцевальном ревю "Жизнь прекрасна!". Прошла премьера сложнейшей оперы Эдуарда Артемьева "Преступление и наказание" по Достоевскому в постановке Андрея Кончаловского - развлекательный жанр доказал свою способность играть психологическую драму: спектакль в числе самых кассовых. "Эксперимент на стыке жанров" - так определен на афишах тип шоу "Реверс", где драма обогатилась не только музыкой, но и хореографией и акробатикой. МТМ удалось создать фирменный репертуар, для которого приглашаются высококлассные драматурги и композиторы.

Он сформировал новый тип музыкального театра, способного соединить размах и блеск Бродвея с русской театральной традицией, стационарный мюзикл - с репертуарным театром, скрестил западное понятие stagione с русской антрепризой. А Михаил Швыдкой, за плечами которого опыт руководства телеканалом, ведущего популярных телешоу и министра культуры, в самом себе объединил понятия интенданта и художественного руководителя.

Театр добрался и до телевидения, превратив сцену в павильон, где идут съемки некоего телеконкурса. Возник "ПраймТайм", остроумная пародия на "охмурение масс" и схватку дряхлеющего ТВ с молодым зубастым интернетом. Это шоу бродвейского размаха доказало творческие и технические возможности театра - с мониторами, компьютерной анимацией и зрителями в роли телевизионной массовки.

"Геликон" Дмитрия Бертмана открыл 36-й сезон

Театр приглашает актеров со стороны: стали участниками его проектов знаменитый Ефим Шифрин, артисты московских мюзиклов Оксана Костецкая, Валерия Ланская, Лика Рулла, Игорь Балалаев, Александр Маракулин, артист театра и кино Алексей Колган оказался неповторимой Каролиной в "Принцессе цирка", а звезда Свердловской Музкомедии Андрей Опольский подарил свой уникальный голос Мистеру Икс. И невозможно разделить, кто здесь "свой", а кто "чужой": словно этот театр стал нервным центром российского "мюзикального" жанра, его домом.

Времена не выбирают, и сейчас не лучшее время для развлечений. Поэтому никак не обретет сценическую жизнь шикарный проект - мюзикл "Дон Кихот" на музыку Леонида Агутина, как обещал худрук, современная пьеса снова на стыке жанров, включая цирк. Зато в наступающем сезоне театр выпустит "Аленький цветочек" по мотивам Аксакова с новой пьесой Сергея Плотова и музыкой Артема Пыся в постановке Марины Швыдкой. Обещают также мюзикл "Плакса" по мотивам одноименного сериала.

И, конечно, все с нетерпением ждут строительства нового здания театра, которое должно появиться в саду "Эрмитаж".

Завтра театр отметит свой юбилей обозрением воспоминаний "Нам 15 лет". Придут его звезды, прозвучат его хиты, а основатель театра все это объединит лирическими мемуарами.

Московский Художественный театр анонсировал девять премьер предстоящего сезона
Музыкальный театр