Особенно актуальными ИТ-технологии становятся в том случае, когда предприятие не имеет возможности увеличения занимаемых площадей. Единственный способ развития для него - рациональное использование пространства и модернизация уже имеющихся информационных систем.
В таких условиях работает и Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO). Включенность в интермодальные перевозки, сложность маршрутов поставки и растущее количество обрабатываемых данных требуют от компании применения современных ИТ-решений. Сейчас мы используем как классические производственные комплексы, так и инновационные проекты, в том числе с применением искусственного интеллекта.
Один из пунктов успешного применения ИИ - накопление большого объема сведений и цифровизация всех значимых процессов на предприятии. Порту в этом помогает операционная система терминалов - информационная база, созданная внутри ВМТП и развиваемая силами собственных ИТ-специалистов. В ней фиксируется каждый шаг работы с грузом: она дает возможность отслеживать перемещения контейнеров, видеть их местонахождение, корректно распределять груз для эффективного использования портовых мощностей.
Операционная система терминалов в режиме реального времени отправляет данные в цифровой двойник порта. В сущности, это 3D-модель предприятия, на которой видны все здания и сооружения, контейнеры, техника и прочие объекты. При этом сведения постоянно обновляются. Как только тальман на причале вносит информацию в свой планшет, она попадает в общую электронную базу и отображается в цифровом двойнике.
В активной разработке находится проект по применению цифрового зрения и ИИ для оптимизации процесса приема контейнеров в порту. При проезде тягача через портал, оснащенный камерами и датчиками, система будет формировать изображения всех доступных поверхностей контейнера. На основании полученных данных система сможет распознавать номер, трафаретные надписи и классифицировать повреждения контейнера. Эта технология позволит дополнительно повысить интенсивность погрузоразгрузочных работ и ускорить перевалку, что особенно важно для клиентов.
Контроль за безопасностью людей и грузов в порту осуществляет система видеонаблюдения с подключением элементов ИИ. "Умная" система на базе искусственного интеллекта и машинного зрения изучает изображения с множества камер и может выявлять нарушения техники безопасности, записывать историю перемещений оборудования по порту. Разработка позволяет наблюдать за территорией без привлечения большого штата людей и оперативно реагировать на инциденты в случае необходимости.
ВМТП уже несколько лет подряд удается удерживать лидирующие позиции по контейнерообороту в России. Значительное влияние на этот показатель оказывает именно цифровизация: благодаря ей повышается производительность работ, а все портовые операции становятся прозрачнее и понятнее для клиентов и государственных регуляторов.