Как отмечает основатель девелоперской компании "Отелит" Евгений Бурденюк, такая тенденция связана с дефицитом доступных офисных площадей и ростом стоимости аренды и отделки. "Арендаторам коворкингов приходится конкурировать с другими крупными офисными арендаторами на фоне уменьшения свободных площадей классических офисов до менее 4%", - добавляет эксперт.
Владельцы коворкингов фиксируют стабильно высокий спрос на свои площади. По данным "СберКоворкинга" и "ВТБ Пространство", текущая занятость в их объектах достигает 80-85%. Москва и Санкт-Петербург, по словам председателя комитета по маркетингу и стратегическому развитию Ленинградской областной торгово-промышленной палаты и генерального директора консалтинговой компании "Лаборатория трендов" Елены Пономаревой, близки к насыщению. В столицах, по ее словам, уже сформировались крупные сетевые проекты и устойчивое сообщество пользователей, которое воспринимает коворкинг уже не как эксперимент или модную опцию, а как полноценный формат рабочей среды. В регионах же маркетолог отмечает значительный потенциал: рынок развивается фрагментарно и часто строится на локальных инициативах.
Раньше коворкинги ассоциировались прежде всего с фрилансерами и индивидуальными предпринимателями. Сегодня это пространство, где работают малые и микробизнесы, а также проектные команды. В структуре спроса лидируют IT-компании (около 33%), консалтинг и бизнес-услуги (22%) и транспортно-логистический сектор (17%).
Эксперты наблюдают и эволюцию форматов коворкингов. Уже недостаточно предложить условные стол, стул и розетку. Клиенты получают отдельные переговорные, мини-офисы, зоны для мероприятий, кафе и студии подкастов.
В перспективе ближайших пяти лет Пономарева ожидает укрепления сетевых операторов, которые будут строить федеральные сети с возможностью "единого абонемента". Такая схема будет работать, как в фитнесе: один контракт с доступом к разным локациям.
Генеральный директор ремонтно-строительной "Компании Реновель" Андрей Опарин считает, что более популярными станут и private-коворкинги. Их используют, когда крупная компания не хочет заезжать в общее пространство, но хочет использовать его преимущества.
Тогда, предполагает Опарин, сети будут делать для них целый этаж в бизнес-центре под ключ с дизайном, зонированием и сервисом, как в любом другом коворкинге, но только для ее сотрудников.