10.09.2025 13:07
В мире

Кем была таинственная "княгиня" из южной столицы Кыргызстана

Кем была таинственная "княгиня" из южной столицы Кыргызстана
Текст:  Мария Озмитель (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №204 (9743)
Удивительный парадокс! Еще не успела улечься пыль на территориях старых кладбищ в Оше после перезахоронений, вызванных трансформацией муниципальных земель, как активисты и неравнодушные горожане буквально ринулись в столичные и республиканские архивы. Зачем? Чтобы ответить - для себя в первую очередь - на очень важные для потомков и истории вопросы: кто был захоронен на погостах, кем были люди, легенды о которых до сих будоражат умы?
Двое мужчин на этом фото, несомненно, видели "княгиню" Ольгу. Марков (во втором ряду крайний слева) гостевал у нее, а Пономаренко (крайний слева в верхнем ряду) проводил в последний путь. / Открытый Центрально-Азиатский архив
Читать на сайте RG.RU

"Барынька" Ольга

Одна из ошских легенд возникла вокруг памятника Ольге Николаевне Самуйловой, почившей на рубеже XIX и XX веков, которую старожилы называли не иначе как княгиня. На ее могиле лежал внушительных размеров камень с белым крестом и табличкой с надписью: родилась (неразборчиво) в 1872 году, скончалась (неразборчиво) в декабре 1900 года. Некогда на нем была установлена фигура ангела. Когда и при каких обстоятельствах он исчез и куда потом девался - уже не выяснить.

Из записи о смерти в метрической книге известно, что супругом Ольги был Владимир Владимирович Самуйлов. В 1885 году он окончил курсы наук в Императорской военно-медицинской академии с званием "лекарь" и был направлен в город Коканд Ферганской области Туркестанского края. Свою будущую жену он встретил в Оше. Данных о ее девичьей фамилии найти пока что, к сожалению, не удалось, как и выяснить, откуда и как она прибыла в Южный Кыргызстан, кем были ее родители. Связано это с тем, что полковой священник Гермоген Катанский, находившийся на момент ее рождения в долине, разрывался сразу между несколькими городами - Ферганой, Кокандом, Андижаном, Наманганом и Ошем. Неизвестными остаются и дата, и подробности ее свадьбы или, вернее сказать, венчания с Самуйловым.

Молодые художники СНГ вдохновляются природой Кыргызстана

Однако персонаж, судя по описанию и по времени совпадающий с этой самой Ольгой, выведен в книге русского писателя-путешественника, критика и этнографа Евгения Маркова "Россия в Средней Азии". Рассказывая о визите в Ош, он пишет: "Огромный и добродушный поручик, большой приятель моего сына и усердный читатель моих книг, уже был заранее предупрежден о нашем приезде и встретил меня с трогательным радушием. Он и слышать не хотел, чтобы мы провели ночь на станции. Нас уже давно ждали здесь, и все было заранее приготовлено к нашему помещению. Как я ни отговаривался и ни уговаривал его, не мог одолеть настойчивых просьб; пришлось вместе с ним зайти к соседке его, г-же С-й, жене местного врача. Тоже близкой приятельнице наших детей, в доме которой они квартировали в прошлом году и к которой у нас также было письмо".

Марков называет "хозяйку" женщиной молодой, но бывалой. "Муж ее служил когда-то земским врачом в нашем Щигровском уезде, где я его немножко и знавал, но потом судьба занесла его в Фергану, в Ош, где он женился, осел и обзавелся своим домиком. Он лечил военный люд, жена же его акушерствовала и тоже лечила сартянок (в дореволюционной России сартами называли оседлое население Ферганы) и киргизок, смело разъезжая верхом по их кишлакам и становищам".

Чеховские страсти

По данным того же путешественника Евгения Макарова, пока лекарь был несколько месяцев в Петербурге, где "держал при Медицинской академии экзамен на степень доктора, барынька его жила здесь одна с матерью и мальчишкой-сынком". Обстановка в их доме была чуть ли не богемная. По описанию исследователя, в гостеприимной столовой "постоянно собиралась бесцеремонная компания товарищей и приятелей. Никто ничем и никем не стеснялся; кто брал книгу и садился читать, кто просил поесть или выпить чего-нибудь, кто писал нужную ему записку, как у себя дома". Однако хозяйка спуску гостям, согласно воспоминаниям Маркова, не давала. Она могла даже выгнать визитера, если приходил не вовремя.

Возможно, был среди ошской богемы тот, кто испытывал к Ольге Самуйловой особые чувства. Об этом свидетельствует фотография, на которой рядом с ее памятником можно увидеть другой - из белого камня. Глядя на него, можно было бы подумать, что он установлен на каком-нибудь дворянском кладбище в России или погосте для знати где-нибудь в Европе.

Город в Кыргызстане обрел статус музыкальной столицы Центральной Азии

На тумбе памятника значится, что здесь захоронен вовсе не супруг Самуйловой, как можно было бы предположить, а Александр Митрофанович Андриевский, рожденный в 1869 году и скончавшийся в возрасте 40 лет. По имеющимся данным, он служил писарем и делопроизводителем Ошского уездного управления по ведомству Главного штаба 4-го Туркестанского линейного батальона. Его родной брат, ефрейтор Григорий Митрофанович Андриевский, к слову, во время Первой мировой войны служил в 20-м пехотном Галицком полку.

Друг, покровитель или...?

Нет уже памятника ни Ольге Самуйловой, ни Александру Андриевскому. Они были демонтированы в результате упомянутой уже нами трансформации муниципальных земель. Но даже сохранившиеся данные говорят о том, что Самуйлова и Андриевский были близки. По некоторым свидетельствам, именно он поставил покойной "барыньке" каменного ангела, а потом завещал, чтобы и его после смерти захоронили рядом.

Два памятника, когда-то так резко контрастировавших с окружающим пейзажем, теперь остались лишь в памяти старожилов и архивных описаниях. Но не иссяк интерес к судьбе этих людей, которые, безусловно, внесли свою лепту в создание Оша не только как среднеазиатского форпоста Царской России, но и как города удивительного, вобравшего в себя колорит многих культур.

И все же остается открытым вопрос: почему ошане наделили Ольгу Самуйлову статусом княгини? Может, из-за "светских раутов", которые проходили в их с супругом доме? Или же титулом молва наградила ее за природное благородство, проявлявшееся в помощи местным роженицам?

Вместе с тем

Как бы там ни было, раскрывая русские тайны Оша, можно немало рассказать о жителях города и о нем самом.

В Кыргызстане готовятся провести новую олимпиаду кочевников

"Ош - это своего рода край света, - с налетом нескрываемого романтизма писал о древнем городе Марков. - Он считается или по крайней мере считался одной из важных крепостей Ферганы, оберегающих ее со стороны Кашгара, хотя очень трудно решить, где собственно эта крепость. Русский Ош, конечно, опять не что иное, как обширный сад из громадных тополевых аллей. За этими полками деревьев-гигантов - настоящие сады и дворики, а среди них скромные низенькие домики с галерейками, крылечками и балконами. Тишина такая, что никакой деревни не нужно. Только и слышишь на улице поэтическое журчание арыков, омывающих вдоль всей улицы, по обе стороны ее, корни тополей. От тени этих исполинских деревьев даже в полдень стоит на улице зеленоватый полусумрак, всегда несколько влажный от испарения арыков. Солнце пробивается сюда со своего безотрадно-ясного знойно-синего неба только светом огнистых глазков и полос, переползающих по темным теням шоссе, которым отлично вымощены все улицы".

P.S.

Автор благодарит ошского активиста-исследователя Николая Макарова за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы.

В мире экс-СССР Кыргызстан