Тайна одного из самых свободных и независимых занятий на земле - художественного творчества - заключается в том, что научение искусству, овладение им часто требует "тиранических" методов. Впрочем, не только их.
Театральный режиссер из Колумбии Алехандро Гонсалес Пуче рассказывал, какого тонкого искусства и качества требует перевод на другие языки трудов театральных классиков - Станиславского, Вахтангова, Васильева.
Слушавший лекции у самого Анатолия Васильева, он уличил переводчиков его трудов во множестве неточностей и ошибок.
- Слово "условность", например, переводится как "трудность", - отметил он и пояснил, что переводить театральную книгу все равно что кулинарную: - Когда вы сами не готовите, вы не знаете, как эти блюда пахнут.
Золани Мкива, поэт и продюсер из ЮАР, часто наделяемый титулом "короля африканской поэзии", выступая на секции "Новые лица индустрии: тенденции художественного образования", заявил очень интересную позицию:
- У нас в Африке свой список приоритетов. Мы поняли, что наша система образования должна отвечать нашей глубине и нашему уму, и мы достигнем больше, если будем оригинальными и независимыми.
На этом пути Россия может представлять собой явный образец для развития искусства в Африке, считает поэт. Надо заниматься исконно своим, но не закрывать двери для другого.
При этом господин Мкива посетовал на то, что в ЮАР нет специализированных институтов для глубокого художественного образования, только недавно появилась первая киношкола. А те институты, что есть, как правило, частные и дорогие. "Нам нужны лучшие практики профессионального образования", - сказал он.
- Божий дар не дает всего, я это знаю как поэт, нужны воспитательные и образовательные усилия, - подытожил Мкива.
Участник форума из Таджикистана Фируз Классов предложил издавать специализированный журнал, посвященный художественным традициям Евразии, их взаимодействию, сохранению и развитию.
Саито Магами рассказала о прививке школ русского балета в Японии, где балетом склонны заниматься не столько профессионально, сколько в жанре "хобби".
Режиссер-педагог из Армении Акоп Казанчян, ученик Андрея Гончарова, напомнил о великом опыте советского художественного образования, о непреходящей значимости системы Станиславского и ее постоянном обновлении в творчестве современных ярких режиссеров.