12.09.2025 12:47
Культура

В Санкт-Петербурге обсудили, почему зрители не переслушивают музыку из кино

Текст:  Наталья Соколова
В Капелле Санкт-Петербурга в рамках Форума объединенных культур обсудили тему музыки в кино. Тема круглого стола была заявлена как "Музыка+кино как архипелаг культуры будущего".
/ Наталья Соколова / РГ
Читать на сайте RG.RU

Российских фильмов сегодня снимается немало (исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов даже озвучил цифру - 250), а сериалов еще больше - каждую неделю выходит как минимум пять названий. Все посмотреть точно невозможно. Порой сюжет увиденного забывается очень быстро, а уж что говорить про музыку. Участники круглого стола - вспоминали, какая киномузыка из современных российских фильмов быстро приходит на ум - разве что из "Бумера" и "Бандитского Петербурга". Неужели все?

Каждый год консерватория выпускает немало композиторов. Но многие из них приходят в консерваторию с запросом - научиться писать музыку к кино. "Сомневаюсь, что такие композиторы пришли по адресу, - признается композитор Александр Чайковский. - Мы просто в принципе учим писать музыку, не только для кино. Нет такой профессии, как "кинокомпозитор". Петров писал шикарную симфоническую музыку, музыку для театра, балетов". Кто приходит с таким запросом, это больше саунддизайнеры, а их произведения граничат с тем, что "вытворяет" искусственный интеллект. Но там, как известно, совсем нет "труда сердца".

"На заре кинематографа музыку к кино писали Шостакович, Хачатурян, Шнитке, Баснер, Рыбников, Петров, Таривердиев, - подчеркнула дочь знаменитого композитора Андрея Петрова и тоже композитор Ольга Петрова. - Все они - авторы симфонических произведений. Настоящие профессионалы. Для того, чтобы в кино появилась хорошая музыка, нужен тандем - режиссер и композитор. А еще она вспомнила, что в советские годы на Мосфильме работала музыкальный редактор Раиса Лукина. Благодаря ей в "Жестоком романсе" появилась Валентина Пономарева, а в "Иронии судьбы" - хиты Микаэла Таривердиева. Музыкальный редактор - камертон фильма.

Сегодня продюсер подходит к производству кино с точки зрения рынка. "Раньше не жалели денег на хоры, оркестр, а сегодня режиссеры и продюсеры просто не ставят такую задачу - написать запоминающуюся песню-шлягер", - продолжает Петрова.

Директор парижской консерватории Фрилле: Русскую культуру невозможно отменить

С ней соглашается Александр Чайковский: "Исчезла музыкальная редактура. А еще почему Эйзенштейн пригласил Прокофьева в своего "Александра Невского"? Потому что Эйзенштейн ходил на концерты в консерваторию, как Рязанов, Хотиненко и Михалков".

Вдова Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева уверена, что залог успеха - тандем композитора и режиссера: "Важен их союз. Хорошая киномузыка - результат плотного сотрудничества композитора с режиссером".

Есть еще одна проблема - современные композиторы испытывают большие сложности с премьерами своих произведений - не в любую концертную программу легко попасть. Неизвестное имя отпугивает - автоматически падает выручка.

Директор Музея кино Лариса Баженова считает, что все в руках режиссера: Феллини, например, считал музыку неотъемлемой частью фильма. А Антониони жертвовал музыкой ради природных шумов. Вспомнили и о том, что Эннио Морриконе был не только композитором, но и аранжировщиком и трубачом. Словом, большой профессионал.

Подытожили: чтобы написать хорошую музыку для кино, нужно быть хорошим композитором. А еще нужно поменять отношение продюсера к киномузыке - тогда и появятся будущие шедевры.

Вера Таривердиева: Орган - самый модный инструмент
Музыка