13.09.2025 13:34
Культура

Сергей Урсуляк: Почему я решил взяться за "Войну и мир" Толстого

Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №214 (9753)
Сергей Урсуляк известен не только сериалом "Ликвидация" - он не боится браться за масштабные проекты, будь то экранизация "Жизни и судьбы" Василия Гроссмана или шолоховского "Тихого Дона". Съемки у него, как правило, идут с эпическим размахом: декорации для казачьей драмы, к примеру, строили целый год, выкупили целое поле подсолнухов, специально приучали быка работать в упряжке… Так что сегодня даже трудно себе представить, что предстоит режиссеру и его команде, собравшимся теперь экранизировать эпохальный роман Льва Толстого "Война и мир". После "оскароносного" Сергея Бондарчука, после довольно популярной британской версии…
Сергей Урсуляк: Экранизировать роман Толстого я решился только после долгих размышлений. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Сергей Владимирович, раздумьями по поводу экранизации романа вы поделились еще год назад, на кинофестивале в Выборге. Сейчас об этой предстоящей работе говорят уже как об одном из интригующих проектов недалекого будущего. То есть, что-то сдвинулось уже с мертвой точки?

Сергей Урсуляк: Раздумья стали более предметными, и я бы сказал, что в каком-то смысле нерадостными. В том смысле, что чем глубже в эту историю погружаешься, тем больше осознаешь, куда влез.

Жалеете, что не взялись за проект попроще?

Сергей Урсуляк: Да я всю жизнь мечтаю взять что-нибудь попроще, чтобы не снимать зимой в лесу замерзающих наполеоновских солдат, бегущих из России. Но не получается. Вот и с "Войной и миром" - не сам вызвался его экранизировать, мне предложили, и после очень долгого размышления я решил рискнуть.

Дело не в амбициях, а в азарте. Развести в кадре трех артистов, чтобы изобразить душевную милую сцену, легко. А экранизация эпохального романа Льва Николаевича - это возможность нового опыта. Не знаю, зачем он мне нужен, но, повторюсь, это азарт кинематографиста. И сейчас мне кажется, что при условии общей готовности к серьезной работе, эту махину можно поднять.

Конечно, кастинг будет сложный. Но все сложно, если всерьез. Если не отрезать бахрому от скатерти на эполеты...

Разумеется, я не предполагаю побить рекорд Сергея Федоровича Бондарчука, создавшего самую масштабную экранизацию романа Толстого. Нет, нужно просто сменить угол зрения. Понятно, что мы никуда не денемся от баталий - от Андрея Болконского, размышляющего на поле под Аустерлицем, от Пьера Безухова, оказавшегося в плену у французов и переосмыслившего свою жизнь. Но для меня главное в том, что Толстой писал про сложную жизнь, про сложные взаимоотношения и про сложных людей. Хочется, чтобы зритель увидел это, а не иллюстрации "жизни графьев".

В литературной премии "Большая книга" введена номинация для аудиоформата

И когда приступите к съемкам?

Сергей Урсуляк: Скорее всего, в мае будущего года. А остаток этого года и начало следующего уйдут на подготовку к съемкам.

Уверена, что кастинг актеров будет нелегким...

Сергей Урсуляк: С актерами сложно в первую очередь потому, что они очень сейчас заняты. И заняты, как правило, не тем, чем нужно. Если раньше, допустим, я артисту говорил, что берусь за экранизацию "Тихого Дона", то в глазах этого артиста видел живую реакцию: "ой-ой, как же я это буду играть". Сейчас же я по их глазам вижу, что они думают первым делом не об образах романа Толстого, а о своем графике занятости, и о том, что у них контракт подписан еще на три года вперед.

С одной стороны, огромное количество запущенных проектов сыграло хорошую роль, обеспечив людей работой. С другой стороны, это превратилось в поточное производство, и многие перестали понимать, ради чего, собственно говоря, все это. Вот что меня печалит.

К тому же фразы, которые они произносят в кадре в сегодняшних сериалах, становятся все короче и короче - герои практически общаются уже междометиями. Как они будут справляться с махиной текста Толстого, уже не представляю.

Интересных актеров можно найти не только в столицах - не искали "в провинции"?

Сергей Урсуляк: Ездим, смотрим, ищем и среди известных и неизвестных, и среди студентов. До того, как актер попадает ко мне на съемочную площадку, я провожу с ним огромное количество времени, чтобы понять, что за человек передо мной. Он может не обладать опытом, какими-то глубокими знаниями - но мне он будет интересен, если готов погрузиться с головой в процесс и в саму историю.

Действие романа "Война и мир" начинается в июле 1805 года, а в эпилоге у Толстого герои уже в конце 1820 года. То есть они проходят большой путь - важно, чтобы актер был убедителен, играя и молодого, и уже зрелого героя. Так что, конечно, кастинг будет сложный. Но все сложно, если всерьез. Если не отрезать бахрому от скатерти на эполеты.

Михаил Швыдкой: Режиссер Тадаши Судзуки знает, что время - понятие условное

Кстати, об эполетах. Для съемок ведь придется создавать целый мир, причем материальный, практически "под ключ"?

Сергей Урсуляк: Да, из вещей той эпохи в реквизиторских и костюмерных мало что найдешь. Понятно, что изготовление всего этого - от кресла до тех же самых эполет - несметно дорого. Даже военная форма за время действия романа поменялась дважды. И если серьезно подходить к проекту, то, по возможности, надо учитывать малейшие детали.

Классик итальянского кино Лукино Висконти снимал "Леопарда" и требовал, чтобы в ящике комода лежал батистовый носовой платок с княжеской монограммой. Герой даже не открывал этот ящик - но Висконти уверял, что это необходимо для актера: знать, что там аксессуар настоящий… Висконти был, по-вашему, прав?

Сергей Урсуляк: Конечно, все так и есть. И если герой "Войны и мира" будет в кадре держать письмо - мне не важно, что зритель не увидит, что там написано. Но это не может быть пустой лист бумаги, нет - там будут выведены строчки как положено: чернилами, гусиным пером и обязательно с "ятями".

Недавно были юбилеи Марлена Хуциева и Петра Тодоровского, не так далеко - следующим летом - 120-летие Сергея Герасимова. Что ни имя - классики, величины нашего кино. А мне вот жаловался кто-то из кинематографистов старшего поколения: сегодня студенты ВГИКа толком не знают работ того же Герасимова. Может быть, он преувеличил, но ведь не бывает дыма без огня - не странно это?

Сергей Урсуляк: Студенты сегодня хорошо ориентируются в американском кино, в корейском - и совершенно не знают советское кино. Это большая беда, конечно. Но беда и в том, что нельзя набирать такое количество студентов в киноинститут.

Ненормально, когда одновременно поступает по 30 режиссеров в разные мастерские, не считая Высших курсов ВГИКа и других киношкол. То же самое с артистами. Конечно, земля русская рождает множество талантов - но, я думаю, их появление не может быть поставлено на поток, идти конвейером. И когда студент платит за свое обучение - его отношение к творчеству того же Герасимова отходит на второй план. И не только к творчеству Герасимова - и Ромма, и Тарковского, и даже Никиты Михалкова. Это все взаимосвязанные вещи.

Помню, у Владимира Мотыля училось трое. Трое или четверо было в мастерской Меньшова. То же самое у Чухрая, у Митты. В таком случае с каждым студентом можно заниматься индивидуально. Но было кое-что еще. Когда педагоги рассказывали нам про профессию, про то, как все в нашем киномире устроено и как в нем жить - мы понимали: это все реально. Сейчас все мои увещевания студентам: не обращайте внимание на то-то, не идите на поводу у того-то, делайте только так-то, что считаете правильным - это все давно уже поперек реальной жизни.

Лет 15 назад, уже при наступившем времени продюсерского кино и не слишком благоприятной киносреды, Вадим Абдрашитов прислал мне на рецензию короткометражку своего выпускника. Это была работа вопреки всему тому, что может понравиться продюсерам кино. Но в ней чувствовалась режиссерская воля, понимание, о чем автор хочет сказать. Я написал в отзыве, что картина мне понравилась, но, к сожалению, у молодого режиссера будет сложная судьба. Во многом я оказался прав, этот режиссер, несмотря ни на что, состоялся, идет своим путем… Так что возможности осмысленной и творческой жизни все-таки существуют.

Какие фильмы Евгений Миронов советует смотреть школьникам

Вы, кстати, президент кинофестиваля "Окно в Европу", который ориентируется в первую очередь на дебюты - и в этом году главный приз у вас получил дебютант. Есть повод оставаться оптимистом?

Сергей Урсуляк: Конечно, фильмы мастеров советского кино можно смотреть из года в год - но надо же понимать, на кого мы оставляем свое дело. И для меня стало приятной неожиданностью участие в конкурсе этого года картины Филиппа Ларса, выпускника мастерской Владимира Меньшова, который я подхватил. Он первый из этого курса, кто нашел в себе силы и возможности не просто сделать полнометражный дебют, но и попасть с ним на фестиваль. Посмотрим, что из него выйдет дальше - в нашей профессии характер бывает иногда важнее, чем даже выдающийся талант.

Так что, с одной стороны, я пессимист - с другой стороны, верю, что все переменится. В конце концов, у нас только-только становится на ноги киноиндустрия. Просто нужно работать над собой - а эта работа бесконечна.

9 сентября исполнилось 95 лет со дня рождения актрисы Надежды Румянцевой
Наше кино