14.09.2025 19:29
Экономика

Иностранные компании сохраняют интерес к российскому рынку

Иностранные компании сохраняют интерес к российскому рынку
Текст:  Алексей Хитров
Российская газета - Федеральный выпуск: №207 (9746)
Ушедшие из России после 2022 года иностранные компании продолжают регистрировать в Роспатенте товарные знаки. Очередные заявки на днях подали бренды Zara и Uniqlo. До этого, в апреле, патентное ведомство зарегистрировало товарные знаки Hyundai, Kia, IKEA и Apple. Тогда же Renault, Carlsberg и Mastercard продлили срок защиты своих знаков. В марте заявку в Роспатент подал бренд Victoria's Secret, а в январе более 50 заявок поступили от сети McDonald's.
/ Владимир Федоренко/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

По словам юриста, члена правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дианы Сорк, подача заявок на регистрацию товарных знаков в России не обязательно говорит о том, что иностранные компании планируют возобновить бизнес в России. Это означает лишь то, что они стремятся защитить на ее территории свою интеллектуальную собственность.

"Основная причина - стремление правообладателя сохранить контроль над своими нематериальными активами. Иностранные компании страхуют себя от того, чтобы другие компании, работающие в России, не воспользовались их товарным знаком. И даже если актив заберут, его новые обладатели будут вынуждены проводить ребрендинг", - пояснила юрист.

По словам Сорк, поведение иностранных компаний вполне логично, ведь именно в период отсутствия официального правообладателя на территории страны его объекты интеллектуальной собственности становятся наиболее уязвимыми.

Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Линда Рыжих не исключила, что иностранные бренды регистрируют товарные знаки в России для их передачи по лицензионному договору какой-либо российской компании, оставаясь при этом правообладателями.

В начале сентября заявки на регистрацию товарных знаков в Роспатент подали Zara и Uniqlo

"То есть им не обязательно возобновлять свою торговую деятельность на нашем рынке. Даже, скорее всего, у них нет такой цели, поскольку сейчас это проблематично в связи с возросшей конкуренцией и повышением барьеров входа в отрасль. Экономически более обосновано просто сохранить контроль над брендом путем его перерегистрации или подачи новых заявок", - пояснила Рыжих.

В то же время у иностранных компаний, безусловно, сохраняется интерес к российскому рынку, считают эксперты. Старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Анастасия Мельникова уверена, что при нормализации политической обстановки все ушедшие из России крупные бренды непременно захотят вернуться.

Суд запустил локальную процедуру банкротства в отношении Volkswagen в России

"Возможно, за исключением нескольких. Например, IKEA, вероятно, не будет пытаться вернуть рынок, так как все торговые площади и производства на территории России были ею проданы", - предположила эксперт.

Проблемой для желающих вернуться в РФ иностранных брендов Мельникова назвала возросшую конкуренцию со стороны российских компаний, которые несколько лет активно занимали освободившиеся ниши, и утраченную лояльность потребителей.

Старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли РАНХиГС Дмитрий Кузнецов также считает, что ушедшие после 2022 года компании желают вернуться в Россию, ведь некоторым из них ее рынок обеспечивал до десятой доли глобальных продаж. Более того, они смогут восстановить близкие к прежним позиции, уверен эксперт.

"Все эти компании - наиболее конкурентоспособные в своих отраслях, к тому же имеют богатый опыт работы в России. Поэтому с большой долей вероятности они продолжат получать прибыль на российском рынке, тем более что в сравнении с 2021 годом вряд ли можно говорить о существенном увеличении операционных издержек", - рассуждает Кузнецов.

Mercedes хочет зарегистрировать товарные знаки в РФ

При этом компании, скорее всего, поменяют формат присутствия в России с производства на импорт, учитывая возросшие после 2022 года риски для их активов, прогнозирует эксперт.

Схожего мнения придерживается Рыжих. По ее словам, несмотря на активное импортозамещение, в России сохраняются крупные потребительские сегменты, где покупатели остаются привержены иностранным брендам.

"Возвращение на наш рынок при грамотно выстроенной маркетинговой политике, очевидно, привело бы к достаточно быстрому завоеванию иностранными брендами большой доли за счет высокого качества продукции и стабильного спроса, который значительно выше, чем в европейских странах", - полагает эксперт.

Препятствием для возвращения иностранных брендов Рыжих считает высокие издержки, связанные с восстановлением бизнеса. Уходя, компании тратили значительные средства на ликвидацию активов и выход из контрактов, но возвращение потребует еще больших вложений. Не исключены и ограничительные меры по отношению к "возвращенцам" со стороны государства.

Бизнес