14.09.2025 19:20
Общество

До конца года на Дальнем Востоке поднимут пять затонувших судов

До конца года на Дальнем Востоке поднимут пять затонувших судов
Текст:  Светлана Задера
Российская газета - Федеральный выпуск: №207 (9746)
Власти до конца 2025 года поднимут еще пять затонувших судов на Дальнем Востоке в рамках федерального проекта "Генеральная уборка". Сейчас такие суда опасны не только для людей, но и токсичны для местных экосистем.
Затонувшие суда представляют опасность не только для навигации, но и для экологии. / Sergei Ramiltsev / istock
Читать на сайте RG.RU

Вопрос о поднятии из акваторий затонувших судов поднял председатель правительства Михаил Мишустин в ходе поездки в Магадан в августе 2020 года. Тогда разные эксперты отметили, что речь идет примерно о 260 затонувших на Дальнем Востоке судах, в Минприроды называли 545. Такая ситуация сложилась в том числе из-за того, что законом владельцам позволялось затоплять свой транспорт. В феврале 2021 года вице-премьер Виктория Абрамченко объявила о начале "генеральной уборки" в акваториях страны. Подъем и утилизацию затонувших судов начали с Магаданской области. Одновременно с этим власти начали разрабатывать закон, запрещающий затоплять суда, а также обязывающий собственников их поднимать. В 2022 году закон вступил в силу.

На следующий год Минтранс провел инвентаризацию, и, как отметили в министерстве в разговоре с "РГ", нашел в акватории страны 571 затонувшее судно.

"Самое большое количество затонувших судов находится в ДФО (Дальневосточном федеральном округе - ред.). В основном все суда затонули более 5 лет назад", - отметили в министерстве.

Как рассказали "РГ" в Минприроды, с 2022 по 2024 год удалено 213 объектов затонувшего имущества в шести регионах Дальнего Востока. "До конца 2025 года будут проведены работы по удалению 5 объектов затонувшего имущества", - добавили в министерстве.

Вице-премьер Юрий Трутнев отмечал, что такие суда создают опасность не только для навигации, но и ухудшают экологию, увеличивая техногенную нагрузку на окружающую среду, а также влияют на внешний вид бухты.

Всего с 2025 по 2030 год планируется поднять и утилизировать более ста затонувших судов в шести регионах Дальнего Востока

Большую опасность может представлять краска, которой окрашены корпуса судов, ведь в ее составе могут быть сурьма, свинец, ртуть и другие опасные химические вещества, рассказал директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ ВНИИ "Экология" Александр Закондырин.

Ученые просят не разрешать рубки возле Байкала

"Разлагающееся железо также может вредить экологии морских акваторий. Важно и то, что на борту затонувшего судна могут быть емкости с различными химическими веществами. Нефтепродукты могут находиться в различных частях кораблей в большом количестве. Кроме того, затонувшие корабли могут создавать препятствия судоходству, поэтому системная работа правительства по ликвидации затонувших кораблей очень важна", - отметил Закондырин.

Мы уже сталкиваемся с последствиями: сокращается численность рыбных ресурсов, деградируют экосистемы прибрежных зон, страдает туристическая и рекреационная привлекательность региона, говорит завкафедрой политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Мудрова.

"Фактически мы имеем дело с медленно развивающейся экологической катастрофой, которая без решительных действий может приобрести необратимый характер. Подъем и утилизация затонувших судов - не просто техническая мера, а стратегическая необходимость. Это вопрос сохранения биологического разнообразия и национальной безопасности", - отметила она.

Утилизация затонувших судов на Дальнем Востоке, так же как и на Волге, - это хороший бизнес из-за количества затонувших судов и высокой доступности объектов, говорит директор S+Консалтинг Эдуард Лысенкер.

"В некоторых случаях поднятые суда идут не на металлолом, а используются как исторический артефакт, пополняя музеи и коллекции", - отметил он.

Почему Дальнему Востоку Беларусь уделяет пристальное внимание

В России деятельностью по подъему судов занимается несколько организаций, пять из них - достаточно крупные компании, говорит Лысенкер.

"Как правило, подъем судов является попутным бизнесом для основной деятельности - например, рыболовной, батиметрической съемки или гидрографических изысканий. Подъем судов требует использования специализированного оборудования, в том числе робототехники, это капиталоемкий и "нишевый" вид деятельности", - рассказал он.

По словам Лысенкера, за рубежом бизнес более развит, особенно в странах с длинной береговой линией, - в США, Швеции.

"Организация работ может стоить до нескольких миллиардов рублей для крупных объектов, таких как танкеры с нефтепродуктами", - отметил эксперт.

Закондырин добавил, что всего с 2025 по 2030 год планируется поднять и утилизировать более ста затонувших судов в шести регионах Дальнего Востока.

Экология ДФО